Система сигналов и иррациональное поведение фирмы

Использование формальных методов анализа поведения доминирующей фирмы существуют ограничения, связанные главным образом с использованием рациональных методов анализа. Исследования в рамках бихевиористского подхода показывают, что в у этих методов существует существенное ограничение, главным образом связанное с доминирующей фирмой.

Как правило, доминирующая фирма добивается ограничения вхождения на рынок новых фирм иррациональными средствами, поскольку использование стратегии ограничивающего вхождение ценообразования сопряжено с определенными проблемами, связанными с неполнотой информации относительно поведения экономических субъектов, хотя доминирующая фирма и обладает несколько большим объемом такой информации.

Вхождение в отрасль новой фирмы может рассматриваться как игра двух участников с двумя возможными стратегиями, определяются, с одной стороны, решением новой фирмы входить или не входить в отрасль, а с другой – решением действующей фирмы бороться или не бороться с конкурентом. В этом смысле задача имеет однозначное рациональное решение. Однако из-за неполноты информации участники не знают выигрышей в альтернативных вариантах. Здесь важную роль играет такой фактор, как репутация агрессивного конкурента. При ограниченности информации потенциальный конкурент ориентируется на факты, свидетельствующие об устойчивом или неустойчивом положении доминирующей фирмы. Однако доминирующая фирма может проводить стратегию, направленную на создание репутации агрессивного конкурента, и не обладая должным запасом прочности. Как правило, потенциальный конкурент не способен определить, является ли поведение фирмы блефом, или же она действительно готова противодействовать вторжению.

Стратегия лимитирующего ценообразования, хотя и не всегда эффективна, также служит сигналом, как и характер взаимодействия с поставщиками и развитость дистрибьюторской сети. Наиболее значимым сигналом является создание избыточных производственных мощностей, однако данная стратегия является дорогостоящей.

Помимо рациональных факторов, ограничивающих вход в отрасль новых фирм, имеет место так же иррациональный мотив. Как отмечалось, вхождение в отрасль (или увеличение объема производства фирм-конкурентов) в значительной мере зависит от того, будет ли доминирующая фирма бороться с новым конкурентом. В случае рационального поведения рассмотренная игра имеет решение, даже в ситуации ограниченной рациональности и ориентации на сигналы. Исследования показывают, что при вхождении в отрасль нового конкурента наиболее распространенной является иррациональная реакция на вторжение. Доминирующая фирма начинает ценовую войну даже в ситуации, когда не имеет достаточных преимуществ, либо это не отвечает стратегии максимизации прибыли, как краткосрочной, так и долгосрочной.

Контрольные вопросы темы:

1.В каких случаях фирма, действующая на данном рынке, считается доминирующей? Какие критерии здесь применяются?

2.Почему возникает доминирование?

3.Каким образом действует фирма-ценовой лидер?

4.Каковы условия возникновения «ценового зонтика»? Для каких фирм возникает это явление?

5.Каковы параметры равновесия на рынке с доминирующей фирмой при свободном входе и выходе других фирм с рынка?

6.Каковы условия эффективности доминирующей фирмы с точки зрения общества?

7.В каком случае потери общества выше: в условиях монополии или в условия доминирующей фирмы? Почему?

8.Каким образом доминирующая фирма использует ценообразование, ограничивающее вход, для максимизации своей прибыли?

9.Почему возникает ситуация «самоубийственного» ценообразования?

10.Какие неценовые факторы рынка использует доминирующая фирма?

Литература:

1.Шерер, Ф. М. Структура отраслевых рынков: Учебник для вузов: Пер. с англ./ Шерер Ф.М., Росс Д.; Экон. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова.-М.: ИНФРА–М, 1997.-698 с.: ил.- (Университетский учебник). – ISBN 5862255850: 69.00 ч/з № 2, учеб.аб.

2.Тироль, Жан. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности/Тироль Жан; под ред. В. М. Гальперина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Экон.шк., 1996.-745 с.-ISB N 5900428281: 100000 ч/з №2

3.Авдашева, Светлана Борисовна. Теория организации отраслевых рынков: Учебник/ Ин-т «Открытое о-во».- М.: Магистр, 1998.- 320 с.: ил.-23.00

4.Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. М. ТЕИС. 1998

5.Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. М. ТЕИС, 1998.

6.Томпсон, Артур. Экономика фирмы: Учеб. пособие/Томпсон Артур, Формби Джон; Пер. с англ. под общ. ред. Шленова Ю.В.- М.: БИНОМ, 1998.- 540 с.: ил., таб.- ISBN5798900517: 32.00 ч/з №2, ч/з №3, науч. аб..

7.Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. Ломоносова. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 2002. – 240 с.

8.К. Хитер. Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 480 с.

9.Экономика отрасли: (учеб.пособие / А.С. Пелих, В.М. Джуха, А.В. Курицин и др.); Под ред. А.С. Пелиха. Ростов н/Д:Феникс, 2003. – 446 с.-«Учебники и учебное пособие».- ISBN 5222028569:72.00.

10.Горошко В.В., Мамонов В.И. Стратегия вертикальной интеграции и ее эффективность в условиях российского кризиса // Экономика и управление производственно-хозяйственными системами: Материалы научной сессии преподавателей НГАЭиУ. 28-30 апреля 1999 г. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999, с. 145-149.

11.Горошко В.В. Доминирующая фирма: резервы мощностей и общественное благосостояние // Проблемы развития предприятий: экономика, организация, менеджмент. Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2001 г. – Самара: СГЭА, 2001, с. 43-45.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: