Данная модель представления знаний была предложена американским психологом Куиллианом.
В основе моделей этого типа лежит конструкция, названная семантической сетью. Семантический подход к построению систем искусственного интеллекта находит применение в системах понимания естественного языка, в вопросно-ответных системах, в различных предметно-ориентированных системах.
Термин семантическая означает смысловая, а сама семантика — это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, то есть наука, определяющая смысл знаков.
В самом общем случае семантическая сеть представляет собой информационную модель предметной области и имеет вид графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а дуги — отношениям между ними.
Дуги могут быть определены разными методами, зависящими от вида представляемых знаний. Обычно дуги, используемые для представления иерархии, включают дуги типа «множество», «подмножество», «элемент». Семантические сети, применяемые для описания естественных языков, используют дуги типа «агент», «объект», «реципиент».
|
|
Понятиями обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения — это связи типа: «это» («is»), «имеет частью» («has part»), «принадлежит», «любит». Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трех типов отношений:
• класс — элемент класса;
• свойство — значение;
• пример элемента класса.
Можно ввести несколько классификаций семантических сетей. Например, по количеству типов отношений:
• однородные (с единственным типом отношений);
• неоднородные (с различными типами отношений).
По типам отношений:
• бинарные (в которых отношения связывают два объекта);
• парные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий).
Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения:
• связи типа «часть-целое» («класс-подкласс», «элемент-множество» и т.п.);
• функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет»...);
• количественные (больше, меньше, равно...);
• пространственные (далеко от, близко от, за, под, над...);
• временные (раньше, позже, в течение...);
• атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение...);
• логические связи (и, или, не) и др.