double arrow

Интегративная модель взаимоотношения типов темперамента и характера

Второй этап. Построение интегративной модели взаимоотношения типов темперамента и характера представляет собою второй этап рассмотрения возможностей применения графического метода при изучении этих типов. Площади изображений типов на вышеприведенных рисунках примерно соответствуют их представленности в нормальных распределениях для больших выборок испытуемых или для гипотетической идеальной популяции (см. рис. 13.4):

Рис. 13.4. Общая модель взаимоотношения типов темперамента и характера попараметрам реактивности и активности (в скобках обозначены параметры)

Модель обнаруживает прежде всего тот факт, что даже в случае идеального статического совпадения типов характера и темперамента они попеременно не «перекрывают» друг друга и оставляют свободу интерпретации, т. е. диагноз в отношении независимых друг от друга массовых проявлений свойств активности и реактивности может быть недостоверен. Таким образом, модель свидетельствует о недостаточности классических представлений о темпераменте и характере в смысле того, что в этих двух понятиях целостное объяснение сущности поведения человека невозможно. Более того, поведение человека, его темперамент и характер нельзя рассматривать изолированно от сущности личности в ее целостности, как бы широко ни разворачивались ее свойства в личностных опросниках (Г. Айзенка, Р. Кеттелла, ММРI и других).

Полнота интерпретаций опросников или полнота описаний типов характера и темперамента вне системно-личностного подхода уподобляется бесконечности описаний в гороскопах: они не имеют необходимой дискриминативной, дифференцирующей силы: всякий человек в любой интерпретации опросников узнает себя, поскольку каждому из людей в той или иной мере ничто человеческое не чуждо, и вопрос о том, какая из интерпретаций действительно относится к человеку, может разрешаться двояко.

Первый путь — долгий — в перепроверке результатов одних методик с помощью результатов других и в ретестовых испытаниях (повторных применениях одной и той же методики).

Второй путь — более надежный и краткий — обосновывается идеями единства психики и личности.

Приведенная модель, таким образом, наглядно обнаруживает, что без рассмотрения мотивации все интерпретации особенностей меры включенности личности в деятельность все еще остаются безличными и вне-индивидуальными. Практически это означает, что для познания человека важно не только подробно описать его свойства, но и объединить эти описания их личностным смыслом в его мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: