Курсантов по руководством преподавателя

1. Самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя является одним из видов учебных занятий. Она проводится в целях фундаментального изучения теоретических положений отдельных вопросов и тем учебных программ, написания рефератов и др.

Опыт проведения самостоятельной работы курсантов под руководством преподавателя в ряде вузов показывает, что качество усвоения теоретического материала, приобретения определенных практических навыков обучаемыми на этих занятиях выше по сравнению с самостоятельной работой, проводимой без преподавателя.

Планирование самостоятельной работы под руководством преподавателя, как вида учебных занятий, осуществляется на кафедре на этапе разработки учебных планов и программ.

Темы необходимо определять с таким расчетом, чтобы по ним в вузе имелось достаточное количество литературы, учебных пособий, учебно-методических материалов и др.

Продолжительность одного занятия может быть от 2 до 4 часов. Самостоятельная работа под руководством преподавателя должна быть логически взаимосвязана с другими видами учебных занятий. Планирование данного вида занятий целесообразно уже с первого курса, с первого семестра. Содержание каждого занятия должно тщательно продумываться, обсуждаться на заседании кафедры и вноситься в тематический план изучения дисциплины.

2. Подготовка материалов для проведения самостоятельной работы под руководством преподавателя проводится кафедрой и должна включать: разработку учебно-методических материалов, заданий для обучаемых и их своевременное уточнение; личную подготовку преподавателя по теме предстоящего занятия и разработку плана его проведения; постановку задач обучаемым по подготовке к занятию; подготовку аудитории (мест занятий) и технических средств обучения (см. приложение №1).

Разработка учебно-методических материалов осуществляется по руководством заведующего кафедры. Они обсуждаются на заседаниях кафедры, утверждаются установленным порядком и должны быть разработаны и поставлены на учет в библиотеке, методическом кабинете не позднее, чем за месяц до проведения занятия по соответствующей теме.

План проведения самостоятельной работы разрабатывается преподавателем на каждое занятие и является основным рабочим документом. Его содержание зависит от целевой установки, уровня подготовленности, обучаемости, курсантов, их обеспеченности литературой, наглядными пособиями и материальной частью. План утверждается заведующим кафедрой. Как правило, в плане отражаются мероприятия общего ориентирования и непосредственного руководства самостоятельной работой курсантов.

В плане отражаются:

- название изучаемой темы;

- главные цели занятия;

- мероприятия по подготовке, организации и проведению занятия;

- основные элементы содержания работы преподавателя и обучаемых;

- примерный расчет времени занятия;

- перечень основных средств управления, наглядных пособий, других дидактических материалов и технических средств обучения.

Самостоятельную работу под руководством преподавателя целесообразно строить из

трех основных частей: вводной (установочной), собственно самостоятельной работы обучаемых по выполнению предложенного задания (исполнительской) и подведения итогов.

1. Подготовка данного рода занятия включает подготовку преподавателя, курсантов и

материальных средств.

Личная подготовка преподавателя к самостоятельной работе с обучаемыми должна

заключаться в изучении содержания учебного и методического материала, основной и дополнительной литературы по предложенной теме, выработке методики, соответствующей уровню подготовки учебной группы разработке плана проведения занятий.

Особое значение на данном этапе имеют логико-содержательный анализ изучаемых

материалов и подбор (разработка) основных средств управления и контроля за познавательной деятельностью обучаемых.

Анализ учебного материала включает:

- определение основных теоретических проблем, ключевых положений;

- выделение сложных, новых для обучаемых понятий, категорий, терминов;

- выделение трудных мест для понимания обучаемыми.

Логико-содержательный анализ учебного материала позволяет выделить логическую структуру в аспекте изучаемого предмета, способствует ориентации на конкретную методику изучаемых проблем. На основе логики мыслей и рассуждений автора, педагог должен сориентировать обучаемых таким образом, чтобы они проделали мыслительную работу как бы совместно с автором, повторив его путь доказательств, приводимых к теоретическим доводам и положениям.

Подбор основных средств управления и контроля за познавательной деятельностью обучаемых преследует цель правильной и полной ориентации их в содержании изучаемого учебного материала.

Наиболее распространенными средствами управления являются: логические задания, схемы анализа и обобщения теоретических положений, схемы логический структуры источника, список основных понятий, определений и незнакомых терминов, перечень малопонятных мест иносказаний, подтекстов.

Главное предназначение логического задания состоит в придании самостоятельной работе управляющего воздействия педагога на обучаемого посредством поставленных вопросов. Вопросы логического задания должны ориентировать обучаемого на глубокое изучение, комплексное исследование проблемы. Система вопросов логического задания должна служить алгоритмом деятельности обучаемого, в данном случае логические задания позволяют сориентировать курсантов относительно основных положений учебного материала, выделив их в виде проблемных вопросов.

Подготовка обучаемых к самостоятельной работе под руководством преподавателя включает: ознакомление с источниками, методическими пособиями и материалами примерно за 8-10 дней до начала занятий; участие в групповой консультации накануне занятия; составление примерного плана изучения и конспектирования учебного материала.

Через 1-2 дня после прочтения соответствующей лекции преподаватель проводит установочную консультацию в группе, в ходе которой он: определяет объем материала для самостоятельной работы; дает задание; составляет план самостоятельной работы, рекомендует обучаемым прочитать изучаемые материалы.

5. Самостоятельная работа под руководством преподавателя начинается с проверки наличия обучаемых, обеспеченности необходимой литературой, принадлежностей для работы.

Вступительное слово преподавателя содержит цели занятия и задачи курсантам по теме. С целью уточнения основных категорий и понятий преподавателю целесообразно провести интеллектуальную разминку. Затем обучаемые приступают к самостоятельной работе по изучению учебных материалов. В процессе предварительной подготовки управляющее воздействие на обучаемых преподаватель оказывает выполнением преимущественно ориентирующей функции. В ходе самостоятельной работы управление деятельностью курсантов осуществляется посредством контроля и корректировки. По ходу занятия преподаватель инструктирует докладчика к предстоящему семинару в методическом и содержательном отношениях, наблюдает за работой студентов, оказывает помощь, нацеливает на дальнейшую работу, отвечает на вопросы.

При возникновении затруднений у обучаемых в разрешении вопросов самостоятельного задания, преподаватель дает оперативную информацию (консультацию) по любому вопросу. Если при самостоятельной работе возникают затруднения по одному и тому же материалу (вопросу) у многих обучаемых, то преподаватель проводит групповую консультацию продолжительностью 2-3 минуты. Индивидуальная консультация обычно продолжается 1-2 минуты.

Содержание коррекция в деятельности преподавателя в ходе самостоятельной работы обучаемых включает исправление ошибок, допущенных при ответах на вопросы логического задания, при анализе и обобщении теоретических положений.

В заключительной части занятия преподаватель оценивает результаты достижения намеченных учебных целей, дает обучаемым конкретные рекомендации по самостоятельной разработке тех вопросов, которые требуют более глубокого изучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: