Черный (7)

Черный – это «нет» в противоположность «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей, восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудочно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на первой позиции. Седьмой цвет на третьей позиции компенсируется цветами, расположенными на первой и второй позициях. Наиболее часто статистически для черного цвета встречается восьмая позиция.

Как уже говорилось ранее, дальнейшая углубленная интерпретация цветового ряда проводится согласно структурному значению цветовых эталонов и пар в зависимости от их функционального распределения, связанного с предпочтением и неприятием. При этом используемый в контексте методики тезаурус несет на себе отпечаток определенного своеобразия, не всегда легко переводимого на привычный язык, используемый отечественными психологами при оценке личностных свойств и эмоционального состояния. Здесь и такие сентенции, как «Томится по узам, исполненным нежности и тонкости чувств», «Ищет роскоши, комфорта и возможности потворствовать своей склонности к сладострастию», «Горд, но безропотен», «Хочет доказать окружающим, что его ничем не проймешь» и т.д. Предполагая определенную феноменологию, которая стоит за выражениями такого рода, психолог вынужден трансформировать их в более строгую форму, уместную для психологического анализа на языке более понятном и близком нашей культуре и традициям. В связи с этим, чтобы избежать субъективную произвольность, здесь следует, по-видимому, ввести определенное единообразие подхода. Прежде чем перейти к изложению разработанной нами интерпретационной схемы (часть V), обоснованной теоретически и подтвержденной многолетним опытом, в процессе которого в сравнительном анализе изучалась феноменология данного теста, предлагаем читателю ознакомиться с концептуальным подходом, лежащим в основе интегративной оценки данных цветового выбора.

В отличие от преобладания чисто эмпирического подхода к созданию интерпретационной схемы у Люшера, наш подход к трактовке полученных с помощью МЦВ данных находит свое теоретическое обоснование в рамках уже проверенной опытом концепции. Во главе угла теории ведущих тенденций стоит положение С.Л. Рубинштейна об индивидуальном стиле опосредования внешних воздействий и понимания личности как единства организмического, индивидуального и социального.

В качестве базиса личности выступают индивидные свойства, отражающие наиболее устойчивые эмоционально-личностные тенденции.

Эти тенденции «корнями» уходят в конституционально заданный темперамент, определяемый физиологическими свойствами нервной системы, а «вершиной» – в социальные аспекты бытия человека. Они создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы выбора того или иного пути формирования более высоких уровней личности, и представляют индивидуально очерченный эмоционально-динамический паттерн, на фоне которого развиваются социально детерминированные, содержательные аспекты психики человек. Этот фон не является индифферентным; он определяет известную избирательность, тропизм в отношении средовых воздействий и способов самореализации, в связи с чем даже при аналогичных микросоциальных условиях формируются разные личности.

Узловым аспектом проявления ведущей тенденции как индивидного типа реагирования является формирующийся в процессе взаимодействия конституционально заданных и социально обусловленных факторов характер.

Эмоционально-динамические свойства, структурированные ведущей тенденцией, определяют основную направленность мотивов, а также в значительной мере влияют на стиль мышления, «так как свойства мыслительного процесса являются отражением закрепленной системы доминирующих мотивов, формирующих направленность личности» (А.Н. Леонтьев).

Изучая личность, мы имеем в виду некую целостность, несмотря на то, что не все аспекты могут быть известны. При этом выявляются признаки, которые в качестве «единичного» отражают характерное для «общего», а количественные их показатели на определенном этапе перерастают в категорию нового качества.

Как показали исследования, в связи с индивидуальными особенностями адаптационных механизмов отмечается определенная вариабельность наиболее устойчивых (базисных) личностных свойств по степени их выраженности. Эти данные, измеряемые формализованными показателями психодиагностических методов, дают возможность оценивать диапазон изменчивости личностных свойств, что позволяет определить адаптивные ресурсы личности. Если лонгитюд (т.е. повторные исследования на протяжении определенного отрезка жизни) невозможен, то заменить его можно сравнительным анализом ретроспективных и актуальных данных психодиагностического исследования.

В контексте данных МЦВ сопоставление цветовых выборов дает представление о тех тенденциях, которые подвержены наибольшей вариабельности и создают некий резерв адаптивного механизма, о чем речь пойдет позже.

В рамках данного концептуального подхода вслед за показателями других психодиагностических методов в достаточно стройную интерпретационную схему укладываются и результаты МЦВ.

В первую очередь очевидным является тот факт, что показатели слабости нервных процессов и преобладания трофотропных тенденций как базы константных личностных свойств отражаются сочетанием «концентричных» (1 и 2) цветов на первых позициях цветового ряда, в то время как эксцентричные цвета выявляют принадлежность к сильному типу ВНД и преобладание эрготропных тенденций. При этом наиболее «чистый» вариант слабого типа выявляется в основном концентричным гетеромным синим цветом, а сочетание синего с зеленым свойственно смешанному типу реагирования, так как содержит в себе характеристики оборонительно-защитного, экстрапунитивного свойства и отличается большей волевой направленностью, нежели пассивно-созерцательный, интровертированный тип реагирования, соответствующий синему цвету.

В то же время, наиболее «чистый» вариант стенического типа отражается характеристиками красного цвета, а сочетание красного с желтым выявляет эмоциональный паттерн менее устойчивый, лабильный, а стиль деятельности – недостаточно целенаправленный, т.е. этот тип реагирования также является смешанным.

Исходя из данных, полученных в результате сопоставления результатов обследования МЦВ с показателями других психодиагностических методов и данных объективного наблюдения, приведенная выше схема отражает наиболее общие тенденции, присущие тому или иному цвету, если он расположен на основных значимых позициях. Таковыми являются первые три позиции, если испытуемый находится вне стресса (пока не будем касаться грубой патологии), и последние три позиции, если цветовой выбор обнаруживает признаки стресса и личностной дисгармонии.

Каждый цвет определяет ведущую тенденцию, придающую типологическую окраску эмоционально-динамическому паттерну и проявляющуюся силой и направленностью мотивов, определенным стилем переживания, способом межличностного поведения, типом восприятия и переработки информации об окружающем мире, т.е. стилем мышления.

Следует подчеркнуть, что количественные критерии для данного метода трудно поддаются четкому определению. В зависимости от популяции обследуемых эти показатели значительно варьируются, поэтому для определения вероятности того или иного признака требовалось бы дать границы надежности для групп, разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности, региональному признаку. Однако и тогда бы они не были точными. В связи с этим некоторые психологи не считают возможным отнести метод Люшера к тестовым. И все же это тест, так как этот метод позволяет на основании использования оригинального стимульного материала выявлять индивидуально-личностный паттерн человека, определять его типологические свойства, тип реагирования, эмоциональное состояние на момент обследования. Особенно убедительны возможности методики в определении стресса, оценке степени дисгармоничности или дезинтеграции личности. Здесь количественные показатели (количество знаков «!») «работают» на достаточно надежном уровне, что особенно демонстративно в лонгитюдном исследовании. Что касается определения типологических свойств и психологической характеристики состояния, то здесь качественный анализ существен. Процентные соотношения и вероятность встречаемости того или иного признака здесь весьма неустойчивы, так как зависят от многих переменных, оттенить которые могут показатели других психодиагностических методик.

При этом данные цветового теста весьма обогащают исследование. На фоне достаточно стабильных показателей других методов сверхчувствительный метод цветовых выборов оттеняет малейшие нюансы в изменении состояния обследуемого, насыщает новым содержанием профили и психограммы СМИЛ, 16 – ФЛО Кеттела, интерперсональной диагностики Лири и других методик.

В тексте данного руководства иногда встречаются достаточно отвлеченные и приблизительные оценки: «часто», «редко». Однако психометрия требует (хотя бы относительной) точности и конкретности. Поэтому далее будут приведены те данные процентильного анализа, которыми мы располагаем.

Когда речь идет о группе психической нормы, то значимость цвета в определении ведущей индивидуально-психологической тенденции тем выше, чем левее оказывается позиция того или иного основного цвета. Таким образом, первая, вторая, третья и четвертая позиции определяют тип личности, однако с оговоркой: если этот выбор устойчивый, свойственный человеку на протяжении длительного периода его жизни. Ведь сиюминутный выбор может быть подчинен особым обстоятельствам и отражать состояние, вызванное конкретной ситуацией, или случайность выбора в связи с тенденцией к искажению результатов при нежелании быть «раскрытым». В связи с этим достоверность результатов исследования индивидуально-личностной типологической принадлежности повышается, если психолог (экспериментатор) уверен в том, что обследуемый абсолютно здоров и не находится в стрессе, что данный выбор для него является типичным.

Для повышения надежности результатов сама процедура обследования несколько трансформирована: если первый и второй выборы сколько-нибудь отличаются, испытуемому предлагается уточнить свое отношение к изменившим позицию цветам в процессе их парного сравнения.

Например:

1 2 4 3 5 6 0 7

2 4 1 3 5 6 0 7

Дополнительная процедура:

«Какой из этих двух цветов Вы предпочитаете: синий или желтый? зеленый или желтый? желтый или красный? зеленый или синий?» При этом пара 24 в данном выборе может оказаться случайной, если конечным выбором будут 2143 или 1234, что встречается нередко.

В связи с этим уместно подчеркнуть, что трудное разбиение на пары и слепая к ним привязанность при интерпретации (особенно при определении целей и средств достижения) практически не всегда оказались оправданными. Этот подход следует рассматривать как этап на пути освоения методики, конечной целью которого должно быть целостное понимание цветового ряда, формирующее интегративный образ личности в контексте определенного состояния.

Чтобы исключить сдвиг типичного выбора под влиянием актуального состояния, следует обратить внимание на дополнительные и ахроматические таблицы. Как правило, в процессе корректно ведущегося обследования, предваряемого соответствующим объяснением о цели исследования и перемежающегося спокойной доброжелательной беседой, эти цвета, оказавшиеся при первом выборе на значимой позиции, в дальнейшем отходят вправо, если сдвиг был связан с самой процедурой обследования и вызвал у испытуемого реакцию настороженности, протеста или защиты.

Если первый и второй выборы резко (или значительно) отличаются друг от друга, это может быть результатом нежелания обследоваться, стремления «спутать карты», уйти от вмешательства в мир внутренних переживаний. Это обычно подтверждается сдвигом серого или черного цвета на одну из первых или непосредственно первую позицию.

Если и третий выбор будет непохож ни на первый, ни на второй, то обследование следует прекратить и возобновить его лишь после того, как у испытуемого будет выработано спокойное и серьезное отношение к исследованию. Если же испытуемый объясняет свое поведение тем, что у него нет определенного отношения к таблицам, то это заявление само по себе патогномонично. В то же время здесь можно использовать и процедуру попарного сравнения таблиц (с определенной ориентировкой на уже имеющиеся перед глазами экспериментатора выборы).

В конце любой процедуры обследования не мешает закончить ее предъявлением последнего ряда с вопросом «Хочется ли в этом ряду что-либо изменить?» Кроме того, исследование можно дополнить вопросом «Какие цвета нравились раньше, в детстве, юности?», «Какой вообще цвет любимый?», имея в виду цвета, отсутствующие в методике. В ряде ситуаций испытуемые дополняют исследование интересными сведениями. Например, при выборе 01523467 испытуемый говорит: «В детстве я любил зеленый и красный больше всех остальных цветов». При этом естественно предположить, что пассивность, трудности в контактах, инертность и пессимистичность, недоверчивость и подозрительность развились в результате длительного неблагоприятного воздействия среды на формирующуюся личность. Это и привело к состоянию хронически затрудненной адаптации, которая в основном проявляется трудностями в межличностных контактах, сензитивностью, уходом в мир надуманных обид, блокированностью спонтанной самореализации. Однако в ситуации поощрения и одобрения, в благоприятных социальных условиях у испытуемого может проявиться собранность и деловитость, и в силу присущих ему добросовестности и ответственности он способен выполнить возложенные на него обязанности; но исчерпав ресурсы активности, он может вновь впасть в состояние пассивности, стремиться к покою и ограничению контактов.

В другом случае испытуемая при выборе 01563427 в процессе собеседования рассказала о тяжелой домашней ситуации: она вынуждена была разойтись с мужем в связи с его постоянной алкоголизацией; растит одна двоих детей, живет далеко от работы. Психокоррекционная беседа в конечном итоге позволила испытуемой произвести переоценку ценностей: она молода и красива, у нее чудесные дни и в будущем ее ждет много хорошего.

Основные потребности и тенденции, выявляемые цветами методики по Л.Н. Собчик:

Синий цвет – потребность в глубокой привязанности, тенденция к достижению внешней защиты, эмоциональному комфорту, покою.

Зеленый цвет – потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.

Красный цвет – потребность в достижении, обладании, власти, тенденция к наступательной агрессивности «завоевателя», целенаправленность, высокая поисковая активность.

Желтый цвет – потребность в социальной активности, движении, эмоциональной вовлеченности; переживания и общение являются необходимым процессом.

Серый цвет – потребность в успокоении, отдыхе, тенденция к пассивности.

Черный цвет – потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне.

Коричневый цвет – потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.

Фиолетовый цвет – потребность в уходе от реальной действительности, тенденция к иррациональности притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость.

Если яркие цвета таблицы отражают потребности, определяющие стиль жизненного стереотипа, способ существования, насущные, всегда существующие и никогда до конца не насыщаемые потребности, свойственные индивиду как почерк, modus vivendi, основная побуждающая сила мотива, то потребности, определяемые ахроматическими и дополнительными цветами, тесно связаны с защитными механизмами, тенденцией к противодействию тревоге, давлению внешнего воздействия, усталости и отражают проблему фрустрированности основной потребности, неприятие индивидом сложившихся условий и межличностных отношений, уход от них в бездействие (0), самощажение (6), протестные реакции (7), мир фантазии и иррациональные способы защиты (5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: