Контрольных работ

4.1. Металловедение

Все вопросы этого раздела базируются на диаграммах состояний сплавов. Поэтому, прежде чем приступить к ответам на вопросы, необходимо изучить строение и свойства металлов, основы теории сплавов; разобраться в понятиях: критическая точка, фаза, структурная составляющая; изучить принципы построения и особенности диаграмм состояний всех типов; усвоить все фазовые и структурные превращения, происходящие при нагреве и охлаждении сплавов. Отвечая на вопросы, следует приводить соответствующие схемы или графики. Вопросы требуют приведения ряда цифровых данных, которые имеются в ГОСТах, справочниках и учебной литературе.

Отвечая на первую часть вопросов 61–90, необходимо начертить диаграмму состояний железо–цементит, провести на ней ординату, соответствующую заданному сплаву, и обозначить на ней все критические точки. Рядом с диаграммой начертить график охлаждения данного сплава, показав связь критических точек на диаграмме и графике, и описать сущность превращений, происходящих в сплаве при медленном охлаждении.

Отвечая на вторую часть вопросов 61–90, нужно на ординате сплава через точку, соответствующую заданной температуре, провести горизонтальную линию до соответствующих фазовых областей, обозначить крайние и заданную точки, найти концентрацию сплава в этих точках и, пользуясь правилом отрезков, определить соотношение фаз. Например, определяя соотношение фаз для сплава с содержанием 2,5 % углерода при температуре 9000 С, в котором имеются структурные составляющие – аустенит, цементит вторичный и ледебурит, следует сначала выявить фазы, из которых состоит сплав при данных условиях (аустенит и цементит), и далее определить их количество в процентах. При этом важно учесть, что перлит и ледебурит являются механическими смесями фаз (перлит = феррит + цементит; ледебурит = аустенит + цементит; при температурах ниже 7270 С ледебурит состоит из перлита и цементита или, в конечном итоге, из феррита и цементита).

Вопросы 91–120 требуют знания маркировки и свойств легированных сталей, твердых сплавов, цветных сплавов, а также процессов термической и химико-термической обработки. Отвечая на них, необходимо привести полный химический состав и свойства рассматриваемого материала, указать влияние легирующих элементов, привести примеры применения этих материалов на железнодорожном транспорте.

Следует указать, какие именно легирующие элементы или их сочетания придают сталям требуемые свойства, например: повышение прочности и вязкости, жаропрочности и жаростойкости и т. д., и как эти элементы влияют на поведение легированных сталей в процессе их термической обработки. Так, температура отпуска легированных сталей выбирается несколько выше, чем для обычных углеродистых сталей, так как легированный аустенит более устойчив, учитывается возможная отпускная хрупкость и т. д.

Вопросы 121–150 относятся к термической и химико-термической обработке конструкционных и инструментальных сталей. Для ответа на них необходимо знать диаграмму состояний железо–цементит, принципы классификации сталей и процессы, происходящие при нагреве и охлаждении аустенита, а также классификацию видов термической обработки и их назначение. Отвечая на эти вопросы, нужно начертить необходимый участок диаграммы состояний железо–цементит и нанести на нее ординату сплава, соответствующего заданию. На ординате указать температуры нагрева для соответствующих видов термической обработки, выбрать охлаждающую закалочную среду.

После этого в координатах температура – время следует построить график термической обработки. При этом время нагрева, выдержки и охлаждения можно назначать условно.

Необходимо указать цель того или иного вида термической или химико-термической обработки, обосновать выбранные температуры нагрева, описать превращения. Нужно указать структуру в исходном, промежуточном и конечном состояниях.

При необходимости применения поверхностной закалки или химико-термической обработки следует изложить их сущность.

4.2. Неметаллические материалы

При выполнении контрольной работы по данному разделу следует обращать внимание на технико-экономическую эффективность внедрения полимерных материалов как заменителей дорогостоящих и дефицитных материалов, например: цветных металлов, ценных пород древесины. Необходимо вначале ознакомиться с классификацией синтетических смол по ГОСТу, составом и свойствами пластических масс.

Рекомендуется приводить конкретные примеры использования полимерных материалов при изготовлении и ремонте железнодорожного подвижного состава, отмечая сокращение трудоемкости и стоимости ремонта. Важно привести примеры из знакомой студенту области производства, включая перспективы использования того или иного полимерного материала.

Отвечая на вопросы, связанные с защитными покрытиями, следует исходить из двух факторов, позволяющих получать качественное покрытие: во-первых, стойкость покрытия к действию реагентов, от которых защищается изделие, механическая прочность и твердость покрытия при нормальной, повышенной и пониженной температурах; во-вторых, обстоятельства, связанные с адгезией (прилипаемостью) покрытия к защищаемой поверхности. Часто выгоднее применять пленочный материал.

Важно оценить состав и свойства синтетического клея (адгезию и когезию – прочность клеевого слоя) в связи с технологией склеивания и влиянием влаги, масла, бензина, а также температуры.

При описании технологических методов переработки пластмасс в изделия нужно приводить схемы процессов с необходимыми пояснениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: