Личность и право

Понятия «государство» и «общество» могут совпадать в случае понимания территориальной и социальной системы, подчинённых определенному правлению или господству. Широко распространено в социальных науках понимание государства, как аппарата подавления или управления в рамках определенной территории, как силы, стоящей над обществом («иначе классы-антагонисты уничтожили бы друг друга», по Энгельсу). Это поддерживается и М. Вебером, который считал, что решающей особенностью государства является «монополия законного использования насилия в пределах своей территории». Претензии на «легитимность», выдвигаемые правителями, обеспечивают мощную и эффективную основу для безотказного политического управления. Вебер выявил три «чистых типа» легитимного авторитета:

(а) легально-рациональный авторитет, покоящийся на вере в законность выработанных правил и в тех, кто обладает авторитетом согласно этим правилам, например, избран представителем или гражданским служащим;

(б) традиционный авторитет, основанный на установившейся вере в святость традиции и восприятия тех, кто управляет в соответствии с обычаями и практикой в рамках данной традиции, - короли, царицы, религиозные сановники;

(в) харизматический авторитет, базирующийся на преданностиисключительной личности или лидеру и нормативных правилах, введенных такой личностью, например, предсказатель, маг.

На поддержку соответствующим правилам приходит господствующая властная структура. Определенные правила социальных взаимодействий воплощаются в дефинициях нормативов законодательного характера. Это придает им обязательную силу, обеспечиваемую системой принудительных санкций, применяемых при нарушении правового веления, что обеспечивает социальный порядок. Не существует общества без системы социальных взаимодействий, не существует взаимодействий без нормативного порядка, не бывает нормативного порядка, не обеспечиваемого силой власти. Знаменитая формула римского права гласит: нет общества без права. Анализируя феномен власти, следует выделить четыре чистых вида, размещая каждый в определенном отношении к своей теории: власть Отца (схоластика), Господина (Гегель), Вождя (Аристотель), Судьи (Платон). Конкретные формы власти представляют собой комбинации этих чистых видов.

Первые государства появились около 5000 лет назад на Ближнем Востоке и в других регионах, вероятно, в результате деятельности перераспределительных кланов или войн, которые вели к завоеваниям и классовому господству. Признаки первых государств: централизованное присвоение экономического излишка и социальная стратификация являются предпосылкой следующего развития государств. Признаки современных государств – наличие совокупности четко дифференцированных «политических» учреждений: исполнительными и законодательными органами, судебным правом, вооруженными силами, полицией. Функции государства: защита граждан, поддержание правопорядка, контроль и санкции. Для этого используются законотворческие, исполнительные и судебно-правовые ветви управления государства.

Формы, разновидности государств. До первых государств – безгосударственные общности опирались на ряд институтов, игравших политические роли, например, групп происхождения, возрастных групп (старейшин) или общих собраний. Если в древних государствах (Восточные деспотии, Город-государство. Средневековые монархии) его члены – подданные, то в современных (Государство всеобщего благоденствия. Государственно-социалистические общества) - граждане.

Личность как субъект права, полноправные члены политических сообществ имеют право голоса, занимать должности, свободу слова.

Понятие права Право это система правил и санкций, социальных учреждений и их персонала, а также нескольких типов законодательства – конституционного, гражданского, уголовного, составляющих правовую систему сложных обществ.

Правовая система общества включает в себя совокупность юридических актов (правовых норм), предписывающих или защищающих от имени государства определенные виды поведения, а также социальных институтов права, в т.ч. законодательных (принятие законов, их истолкование) и правоприменительных (судебные, арбитражные институты).

Отличие норм права от социальных и культурных норм в том, что они носят принудительный характер.

Право и мораль. Нормы права, рожденные в сети социальных взаимодействий, получившие выражение в форме закона, санкционированного доминирующей властью, обретают затем собственное существование. Нормы права могут находиться в различных отношениях с данной властью. Так верховный правитель может не только определять правовые нормы, но также истолковывать дефиниции закона и принуждать его к исполнению. Здесь государственная власть не отделена от судебной власти. В этих условиях возникает иллюзия того, что право – всего лишь продукт государственной воли, что право – только совокупность законов.

В другой ситуации, с историческим развитием, хотя верховный правитель (монарх, король, сюзерен) определял правовые нормы, но их толкование и применение были институционализированы в рамках особых, независимых структур, судебных органов. Выделяется функция принятия законов.

В 1610 г. произошел вошедший в историю разговор между королем Англии Джеймсом I и Верховным судьёй Коуком. «Вы что же полагаете, − спросил Джеймс I, − что есть что-либо выше короля?» Ответ Верховного судьи был прост и исполнен достоинства: «Никто из людей не может быть выше короля. Но выше короля Господь Бог и Закон». Выше Закона могут быть религиозные заповеди, законы разума, законы природы, естественные, прирожденные и не нарушаемые права и свободы человека. Так санкционированный государством, но нарушающий высшие принципы закон является не правовым и может быть отвергнут гражданами [127, с. 428; 49, с. 162, 268-269, 493].

Система права: Дюркгейм, анализируя переход от механической к органической солидарности, выделил «репрессивное» и «рестутивное» право.

Структура права − естественное право, общее право, римское право публичное и частное право. Римское право – свод законов, образующее основу правовых кодексов многих европейских государств, которые восприняли систематическую кодификацию, например, в Шотландии. Английское право основано на системе общего права, т.е. больше на судебных прецедентах, и в какой-то мере испытывает недостаток систематической кодификации.

Структура и виды правовых норм. Норма – стандарт (правило), регулирующее поведение в социальной обстановке. Для Дюркгейма общество теоретически осмысливалось с точки зрения нравственного порядка. Этот взгляд оказал влияние на развитие функционализма, особенно, на творчество Парсонса, где понятие нормативного порядка выступает главным элементом социальной системы. Здесь идея относительно норм связана с социализацией и ролями, встречающимися на каждом уровне общества – от действий индивидов в повседневной жизни до формулировки правовых систем в развитых обществах. Понятия нормы означает и принятия санкций к девиантному поведению.

А.Г. Здравомыслов отмечал: «Правительству России рекомендуется рационализация российской ситуации, продемонстрировать ясность политической воли в определении «интересов России»; критерием успеха реформ должен стать рост экономики и рост благосостояния всей массы российского населения, а не отдельной его части; политика должна осуществляться в конституционных рамках, но и Конституция РФ может корректироваться; свести к минимуму применение вооруженных сил в разрешении конфликтов и противостояний; выработать правила экономического, политического и нравственного поведения высших лиц в руководстве страны» [58, c. 146-147].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: