Конституционные основы правового государства

Конституция – это Основной Закон государства, который закрепляет основы государственного и общественного строя, формы правления и государственного устройства, правовой статус личности, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов.

Основными юридическими свойствами Конституции являются:

1.Конституция является Основным Законом государства; 2.Конституция является базисом для формирования законодательной системы; 3.Конституция обладает высшей юридической силой; 4.Конституции характерен особый порядок принятия и изменения; 5.Конституция носит учредительный характер; 6.Прямое действие Конституции.

Высшей ценностью в государстве и в мире признается человек. Право, экономика, культура, политическая организация общества – все эти категории направлены на одну цель – обеспечение достойной жизни и развития каждого человека. Данной цели можно добиться только посредством правового государства.

Пункт 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В данном случае мы имеем дело с «нормой-программой», рассчитанной на перспективу развития. В принципе, в современной российской правовой действительности можно говорить о полностью сложившемся правовом государстве. Можно отметить также постоянное стремление к его совершенствованию и законодательное закрепление такого положения. Известно, что законодатель, в решающей степени, не может повлиять на объективные процессы, складывающиеся в обществе, следовательно он не может повлиять и на право, как объективную категорию. Не вызывает сомнения тот факт, что включением в Конституцию РФ (равно как и в другие нормативно-правовые акты) нормы, которая характеризует российское государство как правовое, не сделает наше государство «более» или «менее» правовым. Но это важная норма и важный принцип, на котором должно строиться и остальное законодательство, к которому должны стремиться органы исполнительной власти в первую очередь. Так как от них в большей степени исходит угроза нарушения прав человека и злоупотребление правом.

Правовым государство становится только тогда, когда все органы и граждане государства подчинены праву, все методы государственного регулирования являются правовыми и направлены на защиту прав человека и гражданина. Это базовые принципы правового государства. Нельзя принимать антиконституционные законы под предлогом целесообразности, но иногда объективные законы развития общества диктуют нам такие условия, в рамках которых мы должны найти границу между целесообразностью и не злоупотреблять своим «правом». Важно различать данные понятия. Но, несомненно, правовым государство станет только тогда, когда уровень правосознания у граждан повыситься. На современном этапе развития права можно не безосновательно сказать, что уровень правосознания у граждан России находится далеко не на низком уровне. Это обусловлено, скорее всего, историческими факторами. 70 лет мы жили то в тоталитарном, то в авторитарном государстве. У нас просто не было опыта такого государственного строительства. Права человека всячески игнорировались и нарушались. Но сейчас у нас есть все предпосылки к созданию совершенного правового государства. Многое еще предстоит сделать на пути к этому, главное не потерять «нить» и основы такого развития.

Главной целью правового государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Этой цели должны быть подчинены все органы государственной и муниципальной власти. Эти органы и являются институциональным выражением принципа «правового государства». К числу этих органов относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, Уполномоченный по правам человека и т.д.

В перечисленных органах (но и не только в них) находит свое институциональное выражение принцип «правового государства». Эти органы призваны защитить права и свободы человека и гражданина и обеспечить эффективное функционирование остальных органов власти (в первую очередь это касается Президента).

Исключительная роль в защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина отводится Президенту РФ. Согласно п.2 ст.80 Конституции РФ, «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». Данная формулировка основного закона не предполагает расширительного толкования, как полагают многие граждане. Это выражается в действиях граждан, касающихся подачи жалоб, заявлений и других обращений в адрес Президента РФ. Не следует данную функцию Президента РФ понимать в этом смысле. В Российской Федерации существует ряд других органов, специально предназначенных для этих заявлений и обращений (например, суд и правоохранительные органы). Функция главы государства иная, но не менее важная. Президент РФ призван обеспечить стабильность политических отношений в стране, устойчивость государственного развития. Ведь именно стабильное политические развитие может в значительной степени приблизить становление правового государства. Опыт предыдущих лет показал, что «политические крайности», (переход от социализма к демократическому правовому государству) не могут создать необходимых условий для создания реального правового государства, и уж тем более не будут способствовать формированию высокого уровня правосознания граждан. Тем же целям, а именно стабильности, но уже политических институтов власти, Президент РФ тоже способствует, путем создания необходимых условий их функционирования и выступая арбитром в споре между органами государственной власти.
Так же одной из важнейших функций Президента РФ является создания условий для соблюдения и не нарушения прав и свобод человека и гражданина (важнейшие составляющие правового государства). Данные условия создаются посредством сохранения государственной целостности, принятие мер по охране государственного суверенитета РФ и независимости страны. Данные выводы так же следуют из смысла п.2 ст.80 Конституции РФ.

Еще одним из важнейших институтов, от которого зависит формирование и становление Российской Федерации как правового государства является Правительство РФ. «Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации». На данном государственном органе лежит важнейшая функция «…по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью». В связи с этим Правительство РФ участвует в разработке государственной политики и основных целевых программ, направленных на защиту личности и общества в целом, на что и должно опираться любое правовое государство. Посредством специальных государственных органов: органов прокуратуры, юстиции, органов внутренних дел и т.д. пресекаются и предотвращаются различные правонарушения. К тому же Правительство РФ осуществляет финансирование деятельности данных органов.

С другой стороны Правительство РФ обладает таким объемом правомочий, который не исключает возможности нарушения прав граждан. Необходимо заметить, что наибольшая возможность нарушения прав и свобод человека и гражданина имеется у Правительства РФ как у правоприменительного органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: