Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).
Территориальный принцип — субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.
Национальный принцип — предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.
Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:
— не обладают суверенитетом;
— не имеют права на отделение или сецессию;
— граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;
— закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;
— перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.
РФ — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 32 национально-государственных образования; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований) = 89 субъектов РФ.
|
|
Виды субъектов РФ:
1. Республики в составе РФ — могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);
2. Края, области, города федерального значения в составе РФ — принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;
3. Автономные округа и автономная область в составе РФ — по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.
Изменение состава РФ может происходить вследствие:
1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части);
2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:
объединения существующих субъектов;
вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;
перехода из одного вида субъектов в другой;
изменения конституционно-правового статуса субъекта
Образование в составе РФ нового субъекта состоит из ряда этапов:
1. заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта;
2. вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.
|
|
3. В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ голосов его членов.
4. После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.
В настоящее время Указами Президента РФ в статье 65 Конституции РФ произведены следующие изменения:
- наименование «Ингушская Республика» заменено на «Республика Ингушетия»;
- наименование «Республика Северная Осетия» заменено на «Республика Северная Осетия — Алания» (Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152);
- наименование «Республика Калмыкия — Хальмг Тангч» заменено на «Республика Калмыкия» (Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173//СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 676);
- наименование «Чувашская Республика — Чаваш республика» заменено на «Чувашская Республика — Чувашия»;
- ФКЗ от 25.03.2004 установлено, что с 1 декабря 2005 года образуется новый субъект РФ — Пермский край — в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (ст. 1), которые прекращают свое существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года (ст. 4).