Административный процесс — это совокупность действий, совершаемых органами исполнительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. Административный процесс состоит из определенных стадий.
Стадией административного процесса является совокупность административно-процессуальных действий, совершаемых особым кругом субъектов для решения конкретных административно-процессуальных задач. Стадии административного процесса регламентированы нормами административно-процессуального права, они направлены на решение конкретных управленческих задач, охватывают особый круг участников административно-правовых отношений, имеющих специфический административно-правовой статус. Для административно-процессуальных действий обозначены конкретные сроки совершения, а также то, что они требуют процессуального оформления.
Общими стадиями административного процесса являются: а) анализ ситуации; б) рассмотрение дела и принятие решения; в) исполнение принятого решения.
|
|
В зависимости от содержания выделяются три части административного процесса.
1.Процесс административного правотворчества.
2. Правонаделителъный или оперативно-распорядительный процесс, включающий: поощрительное производство; распределительное производство; разрешительное производство; производство по комплектованию личного состава и др.
3. Адм-но-юрисдикционный процесс, включающий: произв-во по жалобам и заявлениям граждан; произ-во по делам об адм-ых правонарушениях; производство по применению мер адм-ого пресечения; дисциплинарное произ-во.
Административному процессу присущ ряд принципов.
Принцип законности означает, что реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком.
Принцип объективной исти ны означает, что принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, означает, что участники административного процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Принцип гласности означает, что процесс осуществляется на основе публичности и доступности гражданам. Исключение составляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса,
|
|
Принцип национального языка означает, что процесс ведется на русском языке, государственном языке республики в составе РФ или языке, на котором говорит большинство населения, проживающего на данной территории.
Принцип оперативности означает, что процесс ведется в максимально короткие сроки.
Принцип экономичности означает, что проведение административного процесса должно требовать минимума материальных затрат.
Принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса означает, что должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность. Одному из видов административно-юрисдикционного процесса — производству по делам об административных правонарушениях посвящены следующие параграфы этой главы.
Участниками административного процесса являются судьи; органы и лица, в той или иной степени участвующие в возбуждении и расследовании, рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, в обжаловании и опротестовании постановлений о привлечении к административной ответственности. В связи с этим они наделены определенными правами и имеют соответствующие обязанности.
60. Сущность и задачи административного производства. Основные этапы (стадии)