Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.
М. Портер определил и охарактеризовал пять основных конкурентных сил, действующих на фирму, независимо от ее размера и вида деятельности.
Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе.
1. Новые конкуренты.
Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:
- экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удержать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
- дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями;
- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций;
- необходимость создания новой системы каналов распределения;
- пошлина государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например, установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.
|
|
2.Товары - заменители.
Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом.
Препятствием на пути товаров-заменителей могут стать:
- установление привлекательных цен;
- рекламная атака на потребителей;
- разработка новых, привлекательных продуктов;
- улучшение качества обслуживания.
3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.
Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
- большое число конкурентов, однородность выпускаемых товаров;
- наличие барьеров снижения издержек, например, стабильно высокие постоянные затраты;
- высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из ог{). ни, не понеся при этом значительных убытков);
- зрелость, насыщенность рынков.
4. Сила воздействия поставщиков.
Что хочет поставщик? Что хочет покупатель, то есть фирма? Они вступают в противоречия.
Сильные поставщики могут:
- повышать цену на свои товары;
- снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила поставщиков определяется:
наличием крупных компаний-поставщиков;
отсутствием заменителей поставляемых товаров;
решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов.
5. Сила воздействия покупателей.
Что хочет покупатель? Что хочет продавец, то есть фирма? Они вступают в противоречия.
Конкуренция со стороны покупателей выражается в следующем:
|
|
- давлении на цены в целях их снижения;
- требованиях более высокого качества;
- требованиях лучшего обслуживания.
Сила покупателя зависит от следующих факторов:
- сплоченности и концентрированности группы потребителей;
- степени важности продукции для покупателей;
- диапазона ее применения;
- степени однородности продукции;
- уровня информированности потребителей;
- других факторов.