Влияние социальных факторов на развитие речи ребенка

В раннем возрасте, особенно в первой его половине, ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведением. Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью.Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением.

В раннем детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое и социальное развитие.

На отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям влияет отношение воспитателя к воспитанникам. Это может быть поощряющее отношение, которое предполагает заботливость и внимание к ребенку. При таком отношении у детей возникают чувства переживания, созвучные переживаниям воспитателя, инициативные действия. Дети становятся особенно чувствительны к положительной оценке и сами побуждают взрослого проявить к себе эмоциональное отношение. Они переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. Разговаривая и играя с детьми, воспитатели наглядно показывают им не только отношения между предметами, но и взаимоотношение между людьми, поощряют их достижения в овладении языком.

Ребенок принимает воспитателя за нравственный образец, независимо от эмоциональной привлекательности педагога. Возникает своеобразный «эффект» роли, когда дети подражают ему, даже в самом незначимом с точки зрения самого педагога. Однако идеализируется малышами не столько конкретное лицо, сколько социальная функция педагога.

Дети с нарушеними речи, часто при осознании своего дефекта стесняются разговаривать,, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или будут смеяться над ними. Даже неправильное произнесение одного звука может травмировать ребенка

Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми) отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой. У него формируются различные комплексы, которые зачастую сопровождаются длительным стрессовым состоянием.

Такие дети испытывают различные трудности при адаптации в коллективе. Замкнутые, одинокие, они не имеют тех возможностей для полноценных игр и общения, как дети без речевых нарушений.

Работу по социальной адаптации таких детей следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: