Многоаспектность проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ

СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Представленные выше методы психологической коррек­ции личности предполагают непосредственное воздействие психолога на ребенка или его родителей. Однако часто воз­никает необходимость опосредованного влияния, т. е. учас­тия различных специальных служб в изменении условий обучения и воспитания ребенка с целью психологической коррекции его личностного развития. Здесь имеются в виду ситуации, когда вмешательство правоохранительных орга­нов, опекунских служб, профессиональное педагогическое воздействие, изменение социального статуса подростка яв­ляются необходимым условием нормализации его социаль­ной ситуации развития.

Определяя понятие социальной ситуации развития, мы исходим из учения Л.С.Выготского (1984), рассматривая не просто условия жизни ребенка, а то, как они влияют на его развитие, в каких взаимоотношениях с социумом находит­ся сам ребенок на данном этапе жизни. Социальная ситуа­ция развития — это сочетание внешних обстоятельств жиз­ни ребенка, т. е. то, что переживает ребенок, с тем, как переживает он эти обстоятельства.

Обстоятельства жизни ребенка определяются как макро­социумом (экономические, культурно-исторические, наци­ональные особенности и т. д.), так и микросоциумом (се­мья, школа, ровесники, значимые взрослые и т. д.). Каж­дый из этих факторов по-разному влияет на формирование личности, приобретая особую роль в тех случаях, когда у

ребенка имеются нарушения психического развития. Так, например, в таких культурно-исторических условиях, где нарушения психической деятельности считались «происка­ми дьявола», социальная ситуация развития ребенка с от­клонениями в психическом развитии была совсем иной, чем сейчас.

Влияние микросоциума на развитие ребенка более оче­видно и в значительно большей степени может быть изме­нено. Поэтому, понимая всю значимость социально-эконо­мических и культурологических факторов, мы будем рас­сматривать возможности социальной ситуации развития ребенка в узком смысле, только как тот реальный круг об­щения, где происходит воспитание и обучение подрастаю­щей личности.

Помимо многофакторности, проблема изменения соци­альной ситуации развития ребенка имеет еще одну слож­ность — этическую. Поскольку какие-либо изменения с це­лью оптимизации условий формирования личности ребенка всегда связаны с вмешательством в жизнь семьи, возникает вопрос о правомерности нарушения «границ личности» ро­дителей, да и самого ребенка. Например, если по решению суда у матери-алкоголички отбирают маленьких детей, ко­торые ее любят несмотря ни на что, то является ли такой выход из ситуации наиболее правильным?

В мировой практике также применяются строгие методы воздействия на родителей, которые пренебрегают своими обязанностями либо злоупотребляют своей властью над деть­ми. Так, в США всем педагогам и психологам вменяется в обязанность информировать социальные службы о тех семь­ях, где родители не обеспечивают нормальных условий для жизни и здоровья детей, жестоко обращаются с ними, либо где есть случаи (или угроза) сексуального насилия по отно­шению к ребенку со стороны взрослых членов семьи. Если указанные факты подтверждаются, то социальные работни­ки направляют таких родителей на психиатрическое или наркологическое лечение, обязывают их посещать семейно­го психотерапевта. Если эти мероприятия оказываются ма­лоэффективными, и родители по-прежнему не могут обес­печить надлежащих условий для развития ребенка, семья может быть направлена на временное проживание в соци-

ально-реабилитационный центр. Если и это не помогает, то родители временно (через суд) лишаются родительских прав, а ребенок передается на воспитание во «временную прием­ную семью» или в интернат. При нормализации семейной ситуации дети могут быть возвращены родителям, в про­тивном случае — переведены на окончательное усыновле­ние.

Безотносительно к сложностям решения проблемы из­менения социальной ситуации развития ребенка, в Украи­не действуют соответствующие законы и инструкции, каса­ющиеся тех случаев, когда семья является явно неблагопо­лучной и оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка. К явно неблагополучной группе следует отнести семьи, где родители страдают психическими заболевания­ми, алкоголизмом, наркоманией либо ведут аморальный образ жизни. В результате своего образа жизни они не имеют ни возможности, ни желания заниматься воспитанием ре­бенка. В этих семьях, как правило, не удовлетворяются даже элементарные потребности ребенка в пище, чистоте, обще­нии со сверстниками, бывают случаи жестокого обращения с ребенком, сексуального насилия. Если психологу или пе­дагогу известно о таком положении ребенка в семье, он имеет право привлечь к этому внимание правоохранитель­ных органов, инспекции по делам несовершеннолетних, социального работника. В компетенцию этих служб входит постановка вопроса о лишении родительских прав, установ­лении опекунства, передачи ребенка на воспитание в детс­кий дом или интернат.

Установление опекунства осуществляется в том случае, когда ребенок, лишившийся родительской заботы, переда­ется на воспитание другим родственникам либо чужим лю­дям (например, соседям). Если родственников, либо других взрослых, желающих и имеющих возможность заниматься воспитанием этих детей не имеется, дети должны быть на­правлены в Детский дом.

Следует отметить, что реально детских домов в Украине не существует. Есть три вида различных учреждений (подчи­ненных разным ведомствам): Дом ребенка (т. е. круглосуточ­ные ясли), детский дом (т. е. круглосуточный детский сад) и школа-интернат. В результате такой системы ребенок в тече-

ниє жизни переживает сиротство минимум еще два раза: когда переводится в каждое следующее учреждение. Это при­водит к нарушению уже установившихся межличностных отношений с группой и персоналом, смене внешней обста­новки 1, что является серьезным стрессовым фактором.

За счет большого количества детей в группе, недоста­точности персонала, его сменности происходит эмоциональ­ная, сенсорная и интеллектуальная депривация. Это приво­дит к педагогической и микросоциальной запущенности, задержке формирования речи, интеллекта при относитель­но более успешном овладении навыками самообслужива­ния. При всех недостатках помещение ребенка в детский дом все же может быть необходимо (в случаях неблагоприятной семейной ситуации развития) для детей школьного возрас­та и особенно подростков, у которых легче произойдет адап­тация к нейтральной среде учреждения, чем к новой семье. Дети, находящиеся в доме ребенка и школе-интернате, нуж­даются в постоянной помощи психологов, которая заклю­чается в патопсихологическом обследовании, наблюдении за динамикой развития ребенка, помощи ребенку и персо­налу в кризисных ситуациях.

Таким образом, изменение социальной ситуации разви­тия ребенка из явно неблагополучной семьи формально рег­ламентировано довольно четко. Однако эта ясность и про­стота действий относятся к изменению внешних условий жизни, а вот как это изменение жизненных обстоятельств переживается самим ребенком, способствует его личност-' ному развитию и эмоциональному благополучию, каковы реальные пути оптимизации этих условий — вопрос пока остается открытым.

Еще более сложно говорить об эффективности измене­ния социальной ситуации развития ребенка в случае непра­вильного воспитания при внешнем благополучии семьи. Как правило, такие семьи наглухо закрыты для какого-либо воз­действия и обращаются за помощью только тогда, когда социальная деадаптация ребенка становится очевидной уже

1 Чаще всего эти учреждения разделены территориально не просто в масштабе города, а в районе, области, т. е. ребенок покидает привыч­ное окружение навсегда.

и для родителей. В этом случае, не вмешиваясь в жизнь се­мьи, школьный психолог (или педагог) должен проводить работу, компенсирующую неблагоприятные воздействия семейного окружения. Так, например, если ребенок воспи­тывается в ситуации гипопротекции, с раннего возраста испытывая психическую депривацию и чувство незащищен­ности, педагогу следует проявить в нему больше внимания, заботы. Очень важно наладить с ребенком эмоционально насыщенные отношения, осуществлять не навязчивый, а доброжелательный контроль за успеваемостью, способство­вать расширению его кругозора и поиску сферы самоутвер­ждения в социально одобряемой деятельности. Критерием успешности деятельности учителя (или школьного психо­лога) будет то, что, вопреки неблагоприятной социальной ситуации развития, у ребенка не будет закрепляться педа­гогическая запущенность со свойственными ей проявлени­ями и последующей социальной дезадаптацией.

Если же речь идет о формировании собственно трудно­воспитуемое™, а изменять ситуацию развития ребенка в семье, детерминирующую возникновение негативных лич­ностных образований, путем воздействия на родителей не удается, целесообразно применять методику системы мно­гостороннего оценивания, разработанную Н.Ю. Максимо­вой (1989).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: