Билет №18. Социальный конфликт (от лат

1. Социальный конфликт.

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.

Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др. Между субъектами конфликта различают агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот — деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.

Конфликты могут возникать как по горизонтали — внутри социальных и политических структур, так и по вертикали — между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

- конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными

субъектами конфликта возникших противоречий;

- эскалация (нарастание) конфликта;

- спад;

- исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

- постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра­

нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений

относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост­

рении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде:

1) успеха,

2) компромисса,

3) выхода из конфликта,

4) поражения.

В конфликтной ситуации могут действовать исторические, социально-экономические, культурные факторы, завершающие в действиях политических структур и институтов.

Конфликт – важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: