1. Социальный конфликт.
Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.
Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.
Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др. Между субъектами конфликта различают агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.
|
|
В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот — деструктивным, тормозящим развитие.
Конфликты также по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.
Конфликты могут возникать как по горизонтали — внутри социальных и политических структур, так и по вертикали — между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.
Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:
- конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными
субъектами конфликта возникших противоречий;
- эскалация (нарастание) конфликта;
- спад;
- исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;
- постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра
нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений
относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост
рении отношений может стать началом нового конфликта.
По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде:
1) успеха,
2) компромисса,
3) выхода из конфликта,
4) поражения.
В конфликтной ситуации могут действовать исторические, социально-экономические, культурные факторы, завершающие в действиях политических структур и институтов.
Конфликт – важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе.