У истоков русского марксизма

Струве был сыном пермского губернатора Бернгарда Струве и внуком астрономаВасилия Струве.

За период с 1888 по 1892 гг. он перешёл на позиции социал-демократии[1]. В 1889 году начинает учиться на естественном, а на следующий год юридическом факультетеПетербургского университета. В 1890 году там он основал марксистский кружок. В этот кружок входили в том числе А. Н. Потресов и М. И. Туган-Барановский. В 1894 годуокончил юридический факультет. Позже — приват-доцент университета.

В 1892 году учился в университете в Граце (Австрия) у социолога Л. Гумпловича и решил стать экономистом. Тогда же начал публицистическую деятельность статьями противнародников в немецкой социал-демократической прессе. В апреле 1894 года ошибочно был арестован в связи с «Группой народовольцев». В августе опубликовал книгу «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», которая открыла эпоху борьбы русского марксизма с народничеством в легальной печати и стала «символом веры» социал-демократов в России. В январе 1895 года распространил анонимное «Открытое письмо Николаю II», при вступлении на престол подтвердившему курс на политику контрреформ.

В 1896 году — участник Лондонского конгресса II-го Интернационала. Написал аграрную часть доклада российской делегации, с которым выступил Г. В. Плеханов. Редактор первых марксистских журналов «Новое слово» (1897 г.) и «Начало» (1899 г.). В числе книг по теории и истории капитализма и рабочего движения в 1898 году вышел I-й том «Капитала» К. Маркса. Для I съезда РСДРП в1898 году написал «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии» — первый документ этой партии. В 1899 годуподверг критике взгляды Маркса на неизбежность буржуазной революции. В том же году его лишают места приват-доцента за неблагонадёжность.

В апреле 1900 года во Пскове принимает участие в организационном совещании по созданию газеты «Искра» вместе с Л. Мартовым,А. Н. Потресовым, С. И. Радченко, М. И. Туган-Барановским, А. М. Стопани и В. И. Лениным.

[править]В либеральном движении

В дальнейшем Струве переходит от марксизма к либерализму, путь к которому заканчивает в 1907 году.

Летом 1900 года налаживает контакты с конституционалистским крылом земских либералов, в частности с И. И. Петрункевичем. Таким образом Струве начинает объединение всех антисамодержавных сил, разделяющих идею политической свободы[1]. На переговорах зимой в Мюнхене с Плехановым, Лениным, Потресовым и Верой Засулич подписывает договор об участии в финансировании изданий их стороны и издательства совместного «Современного обозрения» для публикации документов, обличающих российский режим. 17 марта 1901 года принимает участие в демонстрации на Казанской площади, после чего его ссылают в Тверь. Его поклонник, издатель Д. Е. Жуковский предлагает ему деньги для издательства за границей журнала, пропагандирующего создание конституционного правительства в России. Струве добивается от властей разрешения уехать за рубеж. При содействии влиятельных знакомых он его получает и в декабре уезжает в Германию.

С 1901 года в эмиграции, с 1902 года редактор журнала «Освобождение». Один из авторов сборника «Проблемы идеализма» (1902). Один из создателей либерального «Союза освобождения». В 1904 году в качестве делегата «Союза освобождения» принял участие в Парижской конференции оппозиционных и революционных партий России.

В 1905 году вернулся в Россию, амнистия, дарованная ему лично по ходатайству С. Ю. Витте догнала его в пути. Член ЦК партиикадетов (1905—1915), 8 июня 1915 года вышел из ЦК, а фактически отошёл от партии в 1908 году.

С 1906 года — в Петербургском политехникуме: преподаватель, доцент, экстраординарный профессор, заведующий кафедрой политэкономии.

В 1906 году, после смерти В. А. Гольцева, возглавил журнал «Русская мысль» и оставался его редактором до закрытиябольшевиками в 1918 году.

В 1907 году — депутат II Государственной думы (1907) от Петербурга, статский советник.

Издатель журнала «Полярная звезда» (1905—1906), с осени 1907 года один из ближайших сотрудников «Московского еженедельника» (редактор-издатель Е. Н. Трубецкой).

Вдохновитель и участник сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», содержавшего также статьи его единомышленников Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского (Москва,1909).

1913 год — магистр, экстраординарный профессор Петербургского университета.

1915 год — председатель секретного Особого межведомственного комитета по ограничению снабжения и торговли неприятеля при министерстве торговли и промышленности (по 1917).

В 1916 году Струве получил звание почётного доктора Кембриджского университета

1917 год — в апреле-мае — директор Экономического департамента МИД, в мае избран в академики Российской академии наук(исключён большевиками в 1928 году, в 1990 году восстановлен).

[править]Борьба с большевиками

К большевистскому перевороту Струве отнесся отрицательно. В декабре он отправился на Дон. В Новочеркасске во время начала формирования Добровольческой армии он совместно с П. Н. Милюковым способствует разрешению конфликта между генераламиМ. В. Алексеевым и Л. Г. Корниловым по разделению полномочий. Избран членом Совета нарождающейся армии. В феврале1918 года, в момент вынужденного ухода армии из области Войска Донского в поход, названный Ледяным, генералы стараются не брать с собой гражданских, и ему приходится покинуть армию. Через Царицын он со спутниками пробирается к началу марта в Москву и до августа живёт на нелегальном положении. В мае участвует в создании самой мощной подпольной антибольшевистской организации «Национальный центр» и активно работает в его московском отделении.

В 1918 году стал редактором и одним из авторов сборника «Из глубины». С начала красного террора, развёрнутого большевиками после покушения на Ленина в конце августа, покидает старую столицу и через Новгородскую губернию и Петроград добирается до Вологодской губернии, где скрывается в имении Алятино. В ноябре также вместе с провожатым Аркадием Борманом скитается по российскому Северу. Ненадолго заезжает в Петроград и при помощи своего провожатого нелегально переходит финскую границу. В марте-сентябре 1919 года в Париже, где участвует в работе «Совещания русских дипломатических представителей». В РСФСР по решению суда был приговорён к смертной казни. В начале октября прибывает в Ростов-на-Дону и возглавляет редакцию газеты «Великая Россия».

Во время Гражданской войны член Особого совещания при генерале А. И. Деникине. В феврале 1920 года после поражения Деникина эвакуируется из Новороссийска в Константинополь. Входил в состав правительства генерала П. Н. Врангеля (начальник управления иностранных дел). Эвакуация белых войск из Крыма застала его в дипломатической командировке.

[править]Деятельность в эмиграции

Пытался возобновить ежемесячный литературно-политический журнал «Русская мысль», который под его редакцией выходил в 1921в Софии, затем в Праге (1922—1923), Берлине (1923—1926) и, наконец, в 1927 в Париже. Но так как все свои силы Струве в то время отдавал другому своему «детищу» — газете «Возрождение», то идею возрождения «Русской мысли» в эмиграции ему пришлось окончательно оставить.

Был избран председателем Российского зарубежного съезда, проходившего в Париже в апреле 1926 года.

Участвовал в деятельности Русского юридического факультета в Праге. С 1928 года перебирается в Белград: ему предложено место председателя отделения общественных наук Русского научного института. Читает курс социологии на кафедрах в Белграде и Субботице. В это время Струве отходит от политической деятельности. В конце жизни работает над трудами «Система критической философии» (рукопись погибла) и «Социально-экономическая история России» (не окончена, опубликована в 1952 г.) В 1941 годуарестован немецкими оккупантами как «друг Ленина». Освободился после трёхмесячного заключения. В июле 1942 года ему с супругой удаётся выехать к детям в Париж. Смерть настигла его там зимой 1944 года в оккупированной нацистами Франции. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

[править]Сочинения

В 2004 г. в издательстве «Русский путь» вышла книга «Дневник политика (1925—1935)», которая представляет собой отклики П. Б. Струве на все сколько-нибудь значимые события российской, международной экономической, политической и культурной жизни 1920—1930-х годов.

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции — сборник статей русских философовначала XX века о русской интеллигенции и её роли в истории России. Издан в марте 1909 г. в Москве. Получив широкий общественный резонанс, к апрелю 1910 г. выдержал четыре переиздания общим тиражом 16000 экземпляров.

Содержание [убрать] · 1 Структура · 2 Содержание · 3 История появления и цели · 4 Критика · 5 Другие сборники o 5.1 Веховство o 5.2 Критика o 5.3 Более поздние · 6 Ссылки · 7 Примечания

[править]Структура

§ М. О. Гершензон. Предисловие.

§ Н. А. Бердяев. Философская истина и интеллигентская правда.

§ С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество.

§ М. О. Гершензон. Творческое самосознание.

§ А. С. Изгоев. Об интеллигентной молодежи.

§ Б. А. Кистяковский. В защиту права.

§ П. Б. Струве. Интеллигенция и революция.

§ С. Л. Франк. Этика нигилизма.

[править]Содержание

[править]История появления и цели

В 1908 году известный литературовед, публицист и философ М. О. Гершензон предложил нескольким мыслителям, философам высказаться по насущным проблемам современности. Об этом вспоминает С. Л. Франк, один из участников сборника «Вехи»:

Весна 1909 г. была ознаменована… большим литературно-общественным событием — опубликованием сборника «Вехи», в котором семь писателей объединились в критике господствующего, материалистического или позитивистически обоснованного политического радикализма. Идея и инициатива «Вех» принадлежала московскому критику и историку литературы М. О. Гершензону. Гершензон, человек чрезвычайно талантливый и оригинальный, по своим идейным воззрениям был довольно далёк П. Б. (П. Б. — Струве) и мне, как и большинству остальных участников «Вех». Он исповедовал что-то вроде толстовского народничества, мечтал о возвращении от отрешённой умственной культуры и отвлечённых политических интересов к некой опрощённой органически целостной духовной жизни; в его довольно смутных воззрениях было нечто аналогичное немецкому романтическому прославлению «души», как протесту против засилья иссушающего интеллекта. Но он нашёл сообщников в своем замысле критики интеллигентского миросозерцания только в составе бывших соучастников сборника «Проблемы идеализма»: это были Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве и я, к которым был присоединён еще близкий П. Б. и мне публицист А. С. Изгоев. Общая тенденция главного ядра сотрудников «Вех» была, в сущности, прямо противоположна тенденции Гершензона. Если Гершензону миросозерцание и интересы русской радикальной интеллигенции представлялись слишком сложными, утончёнными, отравлёнными ненужной роскошью культуры и он призывал к «опрощению», то наша задача состояла, напротив, в обличении духовной узости и идейного убожества традиционных интеллигентских идей. Так и возник знаменитый сборник статей о русской интеллигенции. В этот сборник вошли статьи Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, тогда ещё не священника, самого Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве, С. Л. Франка. Четверо из этих авторов участвовали в тематически близких сборниках: «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918).[1]

[править]Критика

Сразу же после своего появления сборник вызвал шквал критики и яростные споры.

«Вехи» несомненно явились главным событием 1909 года. Ни до, ни после «Вех» не было в России книги, которая вызвала бы такую бурную общественную реакцию и в столь короткий срок (менее чем за год!) породила бы целую литературу, которая по объему в десятки, может быть, в сотни раз превосходит вызвавшее её к жизни произведение… Лекции о «Вехах» и публичные обсуждения книги собирали огромные аудитории. Лидер партии кадетов Милюковсовершил даже лекционное турне по России с целью «опровергнуть» «Вехи», и недостатка в слушателях он, кажется, нигде не испытывал.[2]

Официальная советская критика[3] и современные представители коммунистических течений дали этому сборнику крайне негативную оценку:

…пресловутый сборник статей либерально-октябристской профессуры и интеллигенции, вышедший в эпоху реакции, в 1909 г… В этом сборнике оплёвывалась революционная деятельность интеллигенции в прошлом, революционеры третировались, как худшие враги страны и народа… В своё время «Вехи» встретили резкий отпор со стороны революционных кругов, в первую голову, разумеется, со стороны нашей партии.[4]

А. И. Солженицын высоко ценил идеи и суждения, изложенные в «Вехах»:

Роковые особенности русского предреволюционного образованного слоя были основательно рассмотрены в «Вехах» — и возмущённо отвергнуты всею интеллигенцией, всеми партийными направлениями от кадетов до большевиков. Пророческая глубина «Вех» не нашла (и авторы знали, что не найдут) сочувствия читающей России, не повлияла на развитие русской ситуации, не предупредила гибельных событий. Вскоре и название книги, эксплуатированное другою группою авторов («Смена вех») узко политических интересов и невысокого уровня, стало смешиваться, тускнеть и вовсе исчезать из памяти новых русских образованных поколений, тем более — сама книга из казённых советских библиотек. Но и за 60 лет не померкли ее свидетельства: «Вехи» и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего… [5]

[править]Другие сборники

[править]Веховство

§ «Проблемы идеализма» (1902)

§ «Из глубины» (1918)

[править]Критика

§ «Анти-Вехи»

§ «Смена вех»

§ «В защиту интеллигенции»

§ «„Вехи“ как знамение времени» (1910)

§ «Интеллигенция в России» (1910)

§ «По Вехам. Сборник статей об интеллигенции и национальном лице»

§ «Из истории новейшей русской литературы»

[править]Более поздние

§ «Из-под глыб» (1974)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: