Основные газетно-издательские концерны в Европе и США на рубеже 19-20 веков

Новые веяния в американской журналистике — аккумулировал в себе ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР (написал сердитую статью в «Вестлихе пошт»). Начал свою журналистскую карьеру репортера в германоязычной газете «Вестлихе пошт». Всегда первым добывал нужную информацию. В 1878 году приступил к изданию ежедневной газеты «Сент-Луис пост энд диспетч» (эксперименты в сфере «нового журнализма», основанного на происшествиях и «человеческих репортажах» и имеющего своим адресом массового читателя, находящегося не в ладах с английским языком). Хороший оратор и ловкий политик, считал, что необходимо обращаться не к конкретному читателю, а к толпе, у которой своя психология. Пионер в создании журналистики для масс, побуждал читателей к действию. Стремился к разнообразию, предлагая одним – простое «чтиво», другим – пищу для раздумий. Являлся в газете издателем, редактором, ведущим журналистом, бизнес-менеджером. Приобрел «Нью-Йорк уорлд» (1983), сделал ее моделью «нового» журнализма. Требовал от себя и своих сотрудников найти «каждый день одну поразительную особенность», которую можно предложить читателям.
Особенности организации работы Пулитцера: политика новостей, которые собирали репортеры (поданы красочно), «крестовые походы», имеющие своей целью какое-нибудь благое деяние, статьи, в которых рассказывалось бы о причинах «крестового похода» или другой публикации со страницы новостей, рост объема газеты за ту же цену, широкое и умелое использование иллюстрации, не жалеть слов на похвалы себе, всячески продвигая газету как коммерческое предприятие от успеха к успеху.
Получил право собственности на «Сан-Франциско игзэминер» и поднял ее на ноги. Тщательно подобранные, аршинные по размерам и шоковые по содержанию заголовки. Воскресное приложение с иллюстрациями. Драматизация новостей, «сториз», + редакционная страница, забавные истории, сцены нравов, полицейские будни. Основоположник «желтой» прессы (+ комикс с «желтым парнет в NYW»). «Динамический репортаж», неотделимый от «детективного» аспекта освещения материала. Нелли Блай — «трюкачество» – стремление сделать что-то особенное, сверхъестественное (проникновение в нью-йоркскую психиатрическую больницу, кругосветное путешествие за 80 дней, репортаж о казни на электрическом стуле). «Журналистики замочной скважины».
Для Пулитцера «Нью-Йорк уорлд» — ежедневная трибуна, и ежедневная школа.
Один из родоначальников журналистского образования — в 1904 году в Нью-Йорке при Колумбийском университете первая школа по подготовке проф. жур. кадров «Коламбиа скул оф джорнализм».
Второй крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал УИЛЬЯМ РЕНФОЛЬД ХЕРСТ (имя — символ многих отрицательных сторон американской капиталистической прессы).
В университете — исполнительный редактор журнала «Лэмпун», в котором третировал рекламодателей, которые давали рекламу не в «Пасквиль». Широкой известностью обязан газете «Нью-Йорк джорнел». Расширил штат (несколько университетских приятелей), сам работал в бешеном темпе днями и ночами. Поборник «нового журнализма». Стал главным конкурентом Пулитцера в Нью-Йорке и на Среднем Западе. Основной предмет журналистики: эксплуатация любопытства народной публики (самосохранение, любовь и размножение, тщеславие).

Элемент самосохранения — в информациях об убийствах, несчастных случаях и т.д., в сообщениях о здравоохранении, о продуктах питания, об алкоголе. Тема «любовь и размножение»: описание свадеб, сексуальные скандалы и т.д. Тщеславие — таинственным во всей этой истории.
Для Херста не существовало барьера благопристойности. Газеты одноцентовые, богато иллюстрированные, огромные заголовки, весьма искусно адаптировались к грубоватому менталитету и самой зачаточной культуре новых иммигрантов, упех комиксов.
«Журналистский джингоизм» (крайний национализм) — в годы испано-американской войны за Кубу. Газета требовала от правительства США направить к берегам Кубы военный корабль «для защиты американских интересов», хотя США никто не угрожал.
Херст являлся германофилом и употребил все свое влияние, чтобы помешать вступлению США в войну против Германии, выступил ярым приверженцем изоляционизма страны в условиях первой мировой войны. Впоследствии становится «великим патриотом» США (в названиях газет слова «американец», «американский» — «Нью-Йорк америкен», «Бостон америкен» и др., с заглавием в звездно-полосатом флаге).
Особенности сенсационной журналистики:
• Привлекательность издания для грубоватого или похотливого читателя.
• Конфликт (преступление, война, коррупция и т.д.).
• Близость к читателю (захватывающая история или особый стиль публикации).
• Идентификация читателя с обиженным, простым или посторонним человеком, являющимся жертвой или свидетелем недостойных действий плохих людей.
• Простота изложения, использование принципов мелодрамы, где зло бросает вызов невинности и чистоте.
• Обращение к традиционным ценностям.
Сенсационализм «по Херсту»:
1. Взрывной характер (в подаче самих заголовков, титульный лист посвящен одному).
2. Смех, угодный читателю (нетривиальные, необычные аспекты в той или иной истории или по отношению к личности).
3. Допущение большего, чем возможно (событие глубокой истории: журналист — свидетель).
4. Сцены массовых убийств при воспроизведении картин и других произведений искусства (+ активное иллюстрирование и пристрастие к публикации иллюстраций сцен насилия, оружия, схем готовившихся террористических актов и т.п.).
5. Развлекать, развлекать, развлекать (газеты в виде театров: с занавесом, артистами, кулисами).
Через деятельность Пулитцера и Херста американская пресса окончательно и бесповоротно выросла в крупный бизнес, став его важной и неотъемлемой частью.

Первый газетный трест — Скриписа (США). Вслед газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и др.
США. Сегодня — 1700 ежедневных газет. Общий разовый тираж — свыше 60 млн. экземпляров, 70 % — на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место: «Ганнет компани инкорпорейтед», «Найт-Риддер ньюспейперз», «Инкорпореитед», «Херст корпорейшн», «Трибюн компани», «Нью-Йорк таймс компани», «Нъю Америка паблишинг», группа Руперта Мэрдока, «Таймс миррор компани», газетный трест Ньюхзауза.
Пресса — одна из важных отраслей американской экономики. «Ганнет компани» (в июле’95 за $ 1,7 млд.) — «Малит-медиа» (итого: 93 газеты с общ. 6,4 млн. экз., 15 телестанций, 13 радиостанций и 450 тыс. подписчиков кабельного ТВ). «Пулитцер паблишинг компани» (владелец газет в Аризоне и Сент-Луисе) в 1996 за $ 214 млн. компанию провинц. прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» (16 ежеднев. и 30 еженедель. на Средн. Западе и Западе).
В 90-х несколько изменилась стратегия купли-продажи газет (раньше — хаотично, с 1995 — географический принцип, «пачками»). Корпорация «Найт-Риддер» в 1995 — компанию «Лешер коммьюникейшнз» (5 газет в Калифорнии), где у нее газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же — компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Процесс концентрации прессы в руках немногочисленной группы газетных концернов и транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии.
Группа лорда Ротермира «Ассошиэтед ньюспейперс» (газетное дело + ресторанный и нефтяной бизнес) — газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции 4-х коммерческих радиостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, газетные компании «Нортклиф ньюспейперз груп» и «Ивнинг стандарт» (лондонская вечерняя газета «Стандард»).
Газетный концерн «Миррор груп консорциум» (две ежедн. общенац. газеты «Миррор» и «Спортинг лайф», воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор») — издательскому объединению «Бритиш принтинг энд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». «Томсон ридженл ньюспейперз» (14 ежедн., + шотландские «Дейли рекорд», «Санди мейл» и «Скотсмен», одну воскресную и 40 еженедельных) входит в группу Томсона.
Газетный трест «Ньюс интернэшнл» — Руперту Мэрдоку. Объединяет: «Таймс ньюспейперд» (общенац. газеты «Таймс» и «Санди таймс») и «Ньюс груп ньюспейперз (общенац. «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд»).
Газетно-издательский концерн «Юнайтед ньюспейперз» (общенац. «Дейли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; сотни провинц. газет, крупнейшая — «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и др.) — Дэвиду Стивенсу.
ГЕРМАНИЯ. Акционерное общество «Аксель-Шпрингер-ферлаг» Шпрингера — свыше 80 % тиражей всех ежедневных и воскресных газет Германии, пять крупнейших ежедневных газет— «Вельт», «Бильд», «Гамбургер абенблат», «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» и «Вельт ам зонтаг», еженед. иллюстр. журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функ ур».

Концерн «Бертельсман» — владелец газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр» (журнал «Штерн», еженед. газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео» и др.). Объединение Аугштейна — еженедельник «Шпигель» (Гамбург).
Газетно-издательское объединение «Зюддойчер-ферлаг» (Мюнхен) — ежедн. проправит. газета «Зюддойче цайтунг» и вечерняя «Абендцайтунг».
Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» Генриха Бауэра — иллюстр. журналы «Квик», «Нойе ревю», «Пралине», еженед. газета «Нойе блат», еженедельный журнал «Браво».
ФРАНЦИЯ. Группа «Ашетт» («Журналь дю диманш», «Эль», «Телесет жур» и др.) — контролирует издательства «Грассе-Фаскель», «Файяр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит треть учебников, монополия на продажу книг, контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен».
Группа Эрсана (основана в 1950 Робером Эрсаном) («Фигаро», «Франс-суар», «Паризьен либере», «Дофине либере», «Пари-Норманди», «Сюд-Уэст» и др.) — контролирует 20 % всей печатной газетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии, владелец 6 издательских компаний (18 ежедн., 9 общеполит. еженедельников, 10 специал. журналов).
Появление немецкой Бертельсмана и английской ЕМАП — изменило журнальный рынок Франции. «Алъкатель-Алъстом» приобрела 21% акций французской группы «Гавас». «Ашетт» вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции (США, Испания, Азия и Океания). «Ашетт» у Мэрдока журнал «Мирабелла», соглашение с «Комсомольской правдой» (издание в М. и СПб «Эль»).
КАНАДА. Группа Томсона (Торонто) — крупнейший транснациональный газетно-журнальный концерн + нефть, газ, транспорт, страхование, финансы, турист.бизнес, торговля (издательские и радиотелевизионные компании Канады, США, Великобритании, Азии и Африки — около 200 газет и более 100 журналов).
Газетно-издательский трест «Саутэм инкорпорейдет» (Торонто) — 11 ежедн. газет («Газетт», «Калгари геральд», «Провинс», «Ситизен», еженедельник «Файнэншл таймс оф Канада», 39 коммерческих изданий, 24 справочника), контролирует 27,6 % тиража ежедневных канадских газет.
Канадская компания «Холдингер инкорпорейтед» — 137 ежедн. и 397 неежедн. в разных странах мира («Чикаго сан- таймс» в США, «Дейли телеграф» и др.).
Утверждение принципов "нового журнализма" — появление "желтых" изданий и создание "качественной журналистики". "КАЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА". Адольф Окс — в 1896 приобрел "The New York Times" (изменение облика газеты, девиз: "All the News That's Fit to Print", сбалансированные достоверные новости, определенные моральные критерии для их отбора, привлечение подписчиков, создание конкурентоспособного респектабельного издания, соответствующего стандартам "качественной" журналистики). В 1897 "The New York Times" резко выступила против эстетики "желтых" изданий (ряд программных публикаций). "Газета призвана быть спутником читателя, и интеллигентному читателю, конечно же, не нужен порочный и развращенный спутник". Газета провозгласила отказ от публикации скандальных или непроверенных новостей ради создания сенсации, отказ от сомнительных методов добывания информации, от чрезмерно драматизированных иллюстраций и фотографий, от сюжетов, ориентированных на низкие вкусы, от вмешательства в частную жизнь, от низкопробной рекламы.
Стиль "качественной" журналистики "The New York Times" был принят влиятельными интеллектуальными и издательскими кругами США, чтение этой газеты — признак респектабельности. К 1920-м гг. "The New York Times" стала котироваться наряду с такими признанными "качественными" и влиятельными изданиями как "The Times" и "Frankfurter Zeitung".
В 1923 г. было образовано "Американское общество редакторов газет", разработан кодекс журналистской этики, определявший нормы поведения журналистов. "Декларация принципов" АОРГ (Американского общества редакторов газет).
Дифференциация понятий "quality paper" и "popular paper". "Quality paper" — издание, рассчитанное на осведомленного читателя, небольшой тираж (публикует много политической и экономической информации, аналитические статьи) — "The New York Times", "The Times", "The Guardian". "Popular paper" — издание для массового, преимущественно невзыскательного читателя, часто печатает материалы сенсационного характера, большое число фотографий, издается обычно многомиллионными тиражами — "Daily Mirror", "Daily Express", "Sun".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: