Становление П.А. Сорокина как ученого, педагога и организатора науки (российский период)

Питирим Александрович Сорокин родился в 1889 г. в деревне Турья Вологодской губернии, на границе с Коми краем. Его отец был мещанином. Он занимался главным образом ремесленными работами, которыми зарабатывал на жизнь, помогая крестьянам приводить в порядок предметы домашнего обихода. Некоторое время отец брал с собой Питирима и младшего сына. Эта часть детства стала первой жизненной школой будущего ученого, источником его знаний глубин народной жизни, ее культуры и традиций. Мать П. Сорокина была из народности коми, и мальчик с детства свободно пользовался двумя языками.

Свое начальное и среднее образование П. Сорокин получил в провинциальных школах родного ему русского Севера. В 1909 г. он приехал в Петербург, где начинается студенческая жизнь. Занятия на только что (в 1908 г.) созданной первой в России кафедре социологии при частном Психоневрологическом институте оказали решающее влияние на формирование его интересов и определили его научную судьбу. Его первыми учителями стали руководители этой кафедры, крупные русские ученые, профессора М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти. У М.М. Ковалевского П. Сорокин не только учился, но был еще и личным секретарем (вместе с другим учеником М.М. Ковалевского будущим известным ученым-экономистом и социологом Н.Д. Кондратьевым). Через год он перешел на юридический факультет Петербургского университета, где работал под научным руководством еще одного, как он любил говорить, своего великого учителя — профессора Л.И. Петражицкого. Еще будучи студентом, он делает первые шаги в преподавании социологии, когда ему доверили чтение лекций студентам Психоневрологического института.

Современник, участник, а нередко и жертва бурных событий, происходивших в России в начале XX в., П. Сорокин не мог оставаться в стороне от общественно-политической жизни. Это было время роста революционных настроений, появления в стране первых политических партий. Во время учебы в средней школе он вступает в партию эсеров. С этой партией он сознательно связывал свои надежды на обновление российской жизни. Он считал, что, поскольку ее опору составляла самая многочисленная часть народа — крестьянство, значит, она более чем какая-либо •другая политическая партия способна отражать запросы и чаяния подавляющего большинства населения огромной страны, понять нужды простых людей-тружеников и помочь им выйти на путь достойной и счастливой жизни. Основу политических взглядов и гражданской позиции П. Сорокина составляла социалистическая идеология с ее этикой солидарности, взаимопомощи и свободы. Свой гражданский долг он понимал прежде всего как активную борьбу за идеалы крестьянской России. Таким образом, академическая и политическая карьера П. Сорокина началась одновременно и были слита в единое целое. В 1917 г. он горячо приветствовал перемены, которые принесла с собой Февральская революция. Ценность перемен для него усиливалась тем обстоятельством, что вместе с намечавшимися в стране демократическими преобразованиями получала наконец право на легальное существование его наука — социология. В эти дни он включился в активную работу во Временном правительстве, где участвовал в подготовке Закона о выборах в Учредительное собрание. Вместе со своим однокашником и коллегой Н.Д. Кондратьевым он служил личным секретарем у А.Ф. Керенского.

В российский период судьба не всегда была милостивой к этому честному ученому и гражданину. В годы царизма за свои антимонархические взгляды он подвергался репрессиям. При советской власти его наказывали за твердое убеждение, что победа Октября принесла лишь деструктивные изменения. Нарушения всех и всяческих норм, дикий разгул толпы, экстремистские проявления простонародья он объяснял ужасающей некомпетентностью нового правящего класса в делах государственного управления, его неспособностью наладить в стране нормальную жизнь. Эти свои мысли П. Сорокин неоднократно высказывал публично, не скрывал своих взглядов и когда публиковал свои научные труды. К 1918 г. в результате долгих раздумий он приходит к пониманию того, что занятия политикой не его удел, что его истинное призвание совсем в другом. В публичном заявлении в прессе он высказал эти мысли, перечислил те конкретные области, которые считает своим призванием и в которых готов трудиться с полной отдачей и максимальной пользой для своего народа: наука, культура, просвещение и образование. Так, не отказываясь по сути дела от участия в общественной жизни, он ушел из политики и сосредоточился на более близких ему сферах деятельности. С этого момента его жизненные цели целиком определяются интересами науки, преподавания и воспитания, заботой о подготовке научных кадров, задачами организации научных исследований и совершенствования системы социологического образования. Во всех этих сферах он и реализует в последующие годы свой талант общественного деятеля и организатора.

Деятельность П. Сорокина как ученого-социолога начиналась с изучения условий жизни и особенностей духовной культуры народа родного ему Коми-Зырянского края. В 1910 г. появились первые публикации его историко-статистических очерков о пережитках анимизма у зырян. Затем он всерьез занялся изучением истории, теории и методологии социологии и других общественных наук, не оставляя, однако, исследований зырян, о чем свидетельствует составленная им и опубликованная в 1918 г. «Программа по изучению Зырянского края».

Как ученый-социолог П. Сорокин формировался под влиянием своих первых учителей, крупнейших представителей отечественного позитивизма, прямых последователей О. Конта и Г. Спенсера. От них он унаследовал отношение к науке как к делу всей жизни, безграничную веру в силу знания. В становлении его как личности, как гражданина большую роль сыграли и те гражданские принципы и гуманистические идеалы, которыми жила передовая интеллигенция России в XIX — начале XX столетия. Он был воспитан на просветительских идеалах П.Л. Лаврова, что особенно наглядно проявилось в его юношеском увлечении агитационно-пропагандистской работой: в ней он видел свой высший нравственный долг перед народом.

Заметное влияние на формирование П. Сорокина-социолога оказали труды западных ученых, которые он хорошо знал по первоисточникам. Свои собственные взгляды на раннем этапе научной деятельности он характеризовал как синтез воззрений Г. Спенсера на эволюционное развитие, скорректированный и подкрепленный оригинальными теориями русских мыслителей Н. Михайловского, П. Лаврова, М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти, Л. Петражицкого, М. Ростовцева, П. Кропоткина. Из социологов Запада наиболее созвучные ему идеи он находил в трудах Г. Харда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето. Будучи одним из первых представителей неопозитивистской социологии в России, он сам себя называл умеренным русским бихевиористом.

Предметом особого интереса уже на раннем этапе творчества Сорокина стали проблемы эволюции и социального прогресса, теории и методологии социологических исследований. Его работы всегда отличались широтой и разнообразием тематики. Он занимался исследованиями предмета социологии, механизмами развития и функционирования общества. Со студенческих лет его привлекала природа счастья, которую он тесно связывал с проблемой социального прогресса. В одной из ранних своих работ он задается вопросом: возможен ли прогресс в обществе, если из формулы прогресса исключить принцип счастья? Если, рассуждал П. Сорокин, параллельно с такими явлениями, как любовь к ближнему, рост солидарности, увеличение объема знаний, не происходит увеличения счастья, а то и просто наблюдается его уменьшение, то все эти явления оказываются «полуценностями». Эти размышления приводят его к пониманию необходимости знания механизмов взаимоотношений (взаимодействия) между людьми. Уже тогда он приступает к разработке темы человеческих бедствий, исследует влияния космических, природных и социальных сил на сознание и поведение человека. В трудное послереволюционное время П. Сорокин собирает материал в местах, где особенно свирепствовал голод (Самарская губ.), проводит обширные эмпирические исследования, составившие основу его работ о влиянии голода на сознание и поведение людей.

Еще одна тема исследований российского периода была обусловлена необходимостью изучения национальных аспектов человеческих отношений. В них он видел одну из наиболее существенных сторон жизни общества. Выработка наукой представлений о перспективах дальнейшего развития человечества требовала изучения особенностей государственного и мирового устройства. Исследовательский поиск П. Сорокина во всех этих направлениях получил отражение в научно-популярных брошюрах, публиковавшихся им в 1913-1917 гг. Симптоматичен рост популяризаторской деятельности ученого, ее заметная активизация летом 1917г. Изучение этой стороны творчества П. Сорокина, имеющей большое значение для получения всеобъемлющей картины его деятельности, многое может дать и для освещения темы «Роль социолога в обществе».

Итогом интенсивной научной работы начинающего социолога стало его первое солидное исследование — дипломная работа «Преступление и кара, подвиг и награда». Исходя из принятого им понимания социологии как науки о совместной жизни людей, необходимо зависимых друг от друга, П. Сорокин в первую очередь устанавливает существующие формы зависимости в обществе: экономическую, культурную, биологическую, территориальную и социальную. Он определяет социальные явления как виды психического взаимодействия индивидов, реализуемого в актах их поведения. При этом подчеркивается обязательность одинакового понимания индивидами символов, без чего невозможно общение между ними и формирование социальных групп. Процесс символизации, этот необходимый элемент психических процессов, получил у П. Сорокина широкую трактовку как состоящий из бесконечного числа поведенческих актов, реализуемых каждым отдельным человеком в бесчисленных комбинациях.

. В вопросе о карах и наградах, широко обсуждавшемся в то время обществоведами разных специальностей, П. Сорокин предложил совершенно новый подход. Его интересовал прежде всего механизм социального контроля («должное», «рекомендуемое», «запрещенное») и реакции на его действие в виде санкций — негативных (кара) и позитивных (награда), в которых он усматривал особую регулирующую субструктуру, воздействующую на социальные группы. Сквозь призму кар и наград исследовался процесс зарождения общественного сознания. Свободное владение четырьмя европейскими языками, основательное знакомство с новейшими достижениями социологии, философии, психологии, права, истории мировой культуры, большой этнографический материал, привлеченный в ходе исследования, -— все это позволило поставить и в известной мере решить ряд актуальных проблем социального знания. А установление признаков, по которым различаются так называемая замиренная среда и межгрупповые связи, позволило вопрос о карах и наградах с условиями существования людей в состоянии войны либо мира. Так был намечен подход к изучению тенденций развития солидарности, границы которой, как полагал П. Сорокин, смогут со временем расшириться настолько, что исчезнут ненужные жестокости и войны и при этом станет возможным путем посредничества предупреждать межнациональные столкновения. Тем самым получала необходимую конкретизацию и научное обоснование высказанная в самом о.бщем виде еще О. Контом идея вытеснения в ходе исторического развития из общественной жизни эгоизма и вражды. Механизм этого развития П. Сорокин видит в установлении связей между процессом' неуклонного расширения поля замиренности и солидарности и тенденцией к усилению альтруистического начала в жизни социума (и тем, самым к ослаблению, а затем и полному изживанию начала эгоистического). Уже в этой ранней работе начинающего ученого звучит мысль о будущем человечества, определявшая содержание многих его последующих трудов. Он предвидел наступление такого времени, когда в обществе будет достигнута справедливость в распределении благ и прав в соответствии с личными заслугами и созданный для этого механизм регулирования отношений заменит традиционную сословно-кастовую систему. Этот процесс, по мнению П. Сорокина, будет сопровождаться постепенным объединением человечества в единое целое, в результате чего в конечном счете отпадет надобность в карах и наградах, поскольку подвиги и преступления как явления исторически преходящие исчезнут из содержания общественной жизни. Разразившаяся вскоре Первая мировая война обнаружила утопический характер сорокинской концепции кар и наград, что, однако, не лишило научной значимости его научного труда, проделанного им тонкого анализа процессов взаимодействия и общения, что заслужило высокую оценку автора предисловия М.М. Ковалевского и рецензентов. Сформулированные П. Сорокиным принципиальные положения в его взгляде на общество и задачи его изучения представляют ценность как своего рода кредо ученого, реализации которого было посвящено все его творчество.

К концу второго десятилетия XX в. Сорокин заканчивает работу над вторым своим фундаментальным исследованием — трудом по теории и методологии социологического знания — «Система социологии». В нем получили обобщение новейшие представления о социологии как целостной системе научного знания. В трудных условиях первых послереволюционных лет из предполагаемых восьми томов удалось выпустить в свет всего два. В них был подведен итог теоретических и методологических поисков предшествующих лет, рассмотрены важнейшие понятия и принципы современной социологии. Этим был заложен прочный фундамент для всей последующей работы автора и определена направленность социологических исследований на предстоящие десятилетия.

Основное содержание «Системы социологии» составили: детальный анализ процессов социального взаимодействия во всем разнообразии его видов, условий и механизмов; исследование природы и разнообразия тех средств, которые обеспечивают саму возможность взаимодействия (посредников); и, наконец, определение тех нравственных начал, которые лежат в основании жизнедеятельности общества. В своей рецензии на этот труд П. Сорокина известный русский социолог-позитивист старшего поколения Н.И. Кареев дал высокую оценку за его фундаментальный характер, новизну постановки проблем и современный уровень исследований. Он отметил плодотворность предлагаемого автором подхода и расценил появление «Системы социологии» как значительное событие, как показатель начавшегося «нового движения науки». Особо отметил рецензент последовательно проведенный в работе принцип плюрализма, без чего был бы немыслим достаточно полный и всесторонний охват общественной жизни во всей ее сложности и что так важно для преодоления бытующего среди обществоведов наивного представления, будто бы возможно одним ключом «открывать любые замки». Не все рецензенты, однако, отличались необходимой научной корректностью и доброжелательностью. Были и такие, кто, пренебрегая критериями строгой научности, давал негативную оценку всему труду П. Соркина как идеологически неприемлемого в условиях нового строя.

Важнейшая задача социологии определена в «Системе социологии» как анализ отношений и функциональных связей в обществе, обеспечивающих саму возможность его существования во всем разнообразии его реальных проявлений. Эти взаимоотношения и есть процесс взаимодействия индивидов — то, что составляет фундамент одного из главных разделов социологии в ее позитивистском понимании, — социальной статики. Анализ социальны процессов в этом труде П. Сорокина проведен в соответствии с неопозитивистским требованием предпочтения функционального подхода историко-генетическому. Определяя предмет и задачи теоретической социологии, П. Сорокин исходит из ее деления на три части: социальную аналитику (своего рода социальную анатомию и морфологию), социальную механику, направленную на изучение социальных процессов, и социальную генетику (наука об эволюции социума). Социальные процессы исследуются здесь с точки зрения их обусловленности психофизическими особенностями человека как вида. Отсюда то значение, которое придается фактору коллективной рефлекторной деятельности как определяющему все социальные процессы и явления. Этот труд П. Сорокина явился первым в отечественной литературе развернутым изложением теории социального взаимодействия на основе тщательного изучения структуры межличностных отношений. Отдавая предпочтение анализу психологических - аспектов взаимодействия, П. Сорокин отвергал марксистский подход к обществу. Он был убежден, что социологу безразличен материал, с которым ему приходится иметь дело: социальный класс и объединение фотолюбителей как объекты социологического анализа имеют для него одинаковое значение/Общество как часть природы, наделенная разумом, этим наиболее совершенным свойством космической энергии, здесь подвергается подробному изучению с точки зрения его специфических признаков, прежде всего как совокупность групп, образованных на основе общности территории, языка, профессиональных, возрастных и других признаков, придающих бесконечное разнообразие формам социальной жизни. В зависимости от количества признаков группы разделяются на простые и сложные, относя к последним нации, классы и любые другие крупные объединения людей. Положение индивидов в группах и в обществе в целом рассматривается с учетом их иерархической структуры. Всю «надприродную» социально-культурную реальность — человеческое поведение и формы взаимодействия — П. Сорокин подвергает детальному анализу, главная цель которого — выявление первичных социальных контактов личности, определение ее места в группе (статуса), ее поведения (социальной функции), используемые ею средства, проводники действий (символы) и роли, выполняемые индивидами (семейные, профессиональные и пр.). Под проводниками имелись в виду прежде всего такие явления человеческой культуры, как язык, включая его устные и письменные формы, языки искусства, орудия труда, деньги и пр.

В одном из первых опубликованных в США трудов, начатом им еще в России, — «Социология революции» (1925) — П. Сорокин продолжает развивать основную идею «Системы социологии», когда он объясняет феномен революции действием природных инстинктов человека, проявляемых в виде его основных потребностей в пище, стремлении к самосохранению, сексуальных запросах и т.д.

Научная деятельность Сорокина была органически слита с его работой в других областях, которая всегда была логическим продолжением его теоретических изысканий. Педагогическая деятельность, организация научных институтов, неустанная забота о развитии и совершенствовании системы социологического образования, создание программ и учебной литературы по социологии — таков далеко не полный перечень тех областей, в которых трудился и оставил заметный след Сорокин-исследователь. Любая его практическая работа была преломлением его научных занятий и точкой приложения полученных в ходе исследований результатов в таких сферах, как культурная жизнь, организация науки, образование и просвещение. Будучи противником всякого рода публичности, Сорокин тем не менее никогда, как он любил повторять, не отгораживался наукой от текущих событий. Напротив, если он видел в этом несомненную пользу, он активно включался в работу. Таким образом, границы между отдельными сферами приложения его знаний и опыта носили весьма условный характер, что было ярким проявлением его целеустремленности и во многом определялось цельностью его личности.

Педагогическая деятельность П. Сорокина начиналась с работы в научных студенческих кружках, где он не только формировался как исследователь, но и приобретал первый опыт организатора. Современники и коллеги Сорокина единодушно отмечали такие черты его характера, как терпимость (качество, которым обладал его учитель Ковалевский), а в его поведении как политика ценили взвешенность и полное отсутствие каких-либо признаков фанатизма.

После принятия сознательного решения уйти из политики П. Сорокин еще какое-то время, в силу объективных жизненных обстоятельств, не смог в полной мере отстраниться от участия в политической жизни (или по крайней мере от вынесения суда над ней). Но всегда и везде он следовал принятому в юности девизу, который постепенно трансформировался в более емкую формулу: цель жизни — служение человечеству. Мир, считал он, — это не просто материал, но и величайший храм, в котором всякое существо, и прежде всего всякий человек, есть проявление божественного начала, неприкосновенная святыня. Мир существует, писал он в своей автобиографической повести «Дальняя дорога», не для праздношатающихся, ибо он есть великая мастерская, а человек — это творец, созидатель, а не устройство для переваривания пищи. Эти мысли созвучны взгляду П. Сорокина на социологию и ее задачи: поскольку человек есть творец и созидатель в великой мастерской, то ему необходима такая наука, которая поможет не утрачивать чувство реальности, ясно видеть смысл и цель совершенствования жизни и человеческих отношений. Руководство странами и народами, подчеркивал он, должно строиться с учетом знаний, вырабатываемых наукой, иначе неминуема катастрофа.

Вопрос о месте социологии в жизни общества был для ' Сорокина одним из первостепенных. Над ним он начал размышлять с первых шагов своей научной деятельности и довольно рано пришел к убеждению, что социология имеет исключительное влияние на все другие науки. Его убежденность в жизненной важности социологических знаний пронизывает все его труды. Он предрекал социологии великое будущее, которое, как он надеялся, не будет зависеть ни от каких превратностей судьбы, будь то капризы власти или предрассудки ученых. Этот взгляд стал определяющим в его деятельности как исследователя и педагога.

П. Сорокину пришлось неоднократно на протяжении всей жизни участвовать в создании различных социологических институтов, руководить крупными научными форумами. На родине он стал участником событий, связанных с развернувшимся в конце XIX — начале XX в. процессом институционализации социологии. Он по сути дела стоял у самых истоков социологического образования в России: начав свое высшее образование на первой в стране кафедре социологии, он вскоре стал преподавателем этой кафедры, а затем продолжал педагогическую деятельность в разных вузах страны. Он был автором первых учебников социологии, составителем программ учебных курсов социологических дисциплин. Вышедший из печати в 1919 г. «Общедоступный учебник социологии» П. Сорокина сохраняет свою ценность и сегодня. Созданию учебной литературы и разного рода программ и методических материалов он придавал первостепенное значение в деле организации и совершенствования социологического образования.

П. Сорокину принадлежит заслуга создания кафедры социологии в Петроградском университете (в структуре созданного там после революции ФОНа — факультета общественных наук). Затем на базе этой кафедры им был создан первый в России социологический факультет, бессменным деканом и ведущим лектором которого он оставался до выезда за границу. Появление социологического факультета стало поистине историческим событием в культурной жизни страны. При самом активном участии П. Сорокина было основано и первое в России специальное социологическое научное (непериодическое) издание — сборник «Новые идеи в социологии», выходивший в 1913—1914 гг. (прекратил свое существование в начале Первой мировой войны). В нем он выполнял работу одного из организаторов, редакторов и авторов. После кончины в 1916 г. М.М. Ковалевского П. Сорокин с другими учениками и коллегами этого крупнейшего русского ученого занимается организацией Русского социологического общества имени своего учителя. Опыт работы по созданию институциональных основ социологии, как и исследовательской деятельности, получил продолжение в условиях другой страны — Америки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: