Чикагская школа в истории социологии XX в. Главные представители: Р. Парк, Э.Берджес, У. Огборн, Л. Вирт. Основные направления теоретических исследований

Чикагская социологическая школа определяется как направление научной и практической деятельности исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии социологического факультета Чикагского унив-та в период между 1892-1935 гг. и осуществлявших теоретические и эмпирические проекты. Результат: начало XX в. – курс социологии преподавался в 169 университетах страны, активно начали проводиться эмпирические исследования. В рамках этого периода в деятельности школы можно выделить 2 этапа: подготовительный и этап активного функционирования(связан с возникновением и развитием зарубежной эмпирической социологии в 1920-1930 гг.).

Подготовительный этап деятельности этой школы (по 1915 г.).

В 1895 г. выходит первый в мире журнал по социологии, 1905 г. – создание Американского социологического общества (впоследствии Америк. соц. ассоциация). В 1894 г. А. Смол и Дж. Винсент издали первый учебник по социологии в виде небольшой по объему брошюры. «Большая четверка» привлекла интерес американского общества к социологии – А. Смол, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Она создала доктрину социологии – либерализм и принципы свободы.

Основной этап деятельности школы.

Признанные лидеры – Роберт Парк и Эрнст Берджесс. Появление эмпирических исследований, проектов, публикации и т.д.

Роберт Парк.

Чикагская школа

Роберт Парк (1864 - 1944) Учился в Германии (Зиммель), написал диссертацию во Франции («Толпа и публика»). На него повлияли: Дюркгейм, Лебон, Тард. Развивал социальную экологию.

4 стадии: — экологическая — экономическая — политическая — культурная (религия) ↔

Ввел понятие «социальная дистанция», «культурная мобильность», «маргинальная личность» (сформировалась в одной среде, перенесли в другую)

Учился на филолога в Мичиганском ун-те, Гарварде, Гейделбергском ун-те. Защитил диссертацию на тему: «Толпа и публика: методологическое и социологическое исследование». Вернулся в США. Занимается расовыми проблемами, взаимодействия культур. Возрастает интерес к проблемам – расовых отношений и городской жизни. Самое важное направление, привлекшее его – исследование коллективного поведения. На основе исследований в Чикаго ставит проблему маргинальной личности как человека, живущего одновременно в 2 мирах: старом, в котором он родился и рос, и новым, в котором обретает образование, профессию и иной образ жизни.

1921 г. – учебник «Введение в науку социологию». Соавтор – Э. Берджесс. Социология в учебнике как наука о коллективном поведении.

Путешествует. Исследует взаимодействие различных культур. Вернувшись из поездок оставляет Чикагский ун-т, преподает по приглашению в других вузах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: