Место социологии в системе наук

Определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, в результате чего каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Отправным поня­тием современной социологии является понятие «социальная струк­тура», а основным содержанием категории «социальное» - «равенство - неравенство». Именно анализ основ неравенства общества является основным предметом теории и структуры социологического знания. Задачей социологии является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением.

Понятие социального. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации, являются исходными для понимания предмета социологии. Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерми­нируется различиями их места и роли в конкретных обществен­ных структурах, что проявляется в различных отношениях индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни. Все общественные отношения являются объек­том социологии. Особенно важен аспект, связан­ный со сферами общественной жизнедеятельности людей: эко­номические, духовные, политические, социальные отношения.

Экономические отношения - это отношения между людь­ми по поводу производства, распределения и потребления мате­риальных благ; духовные - это отношения между людьми по поводу производства, распределения и потребления духовных благ. Содержание политических отношений можно определить как отношения между людьми по поводу политической власти в об­ществе, связанные с отношением к государству, с участием в делах государства, управлении государством и всеми процесса­ми в обществе. Все эти виды общественных отношений изучаются социологией под своим углом зрения. Например, в политической сфере социальные аспекты выражаются в реальной возможности граждан участвовать в поли­тической жизни, избирать своих представителей в органы власти, влиять на них. Для понимания этой стороны общественных отношений пользуются категорией «социальные отношения».

Изучая общество и его институты, социология имеет своим объектом соци­альную сферу общественной жизни, в которой выделяют три важнейших составляющих: 1) социальную струк­туру общества как дифференциацию людей по общественным и социальным группам; 2) социальную инфраструктуру, как совокупность отраслей, способствующих воспроизводству жизни человека; 3) возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда чело­века, быта, досуга, здоровья, возможности определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, социаль­ного и профессионального продвижения и перемещения.

Итак, предмет социологии, с одной стороны, трактуется как те или иные характеристики объекта, с другой - как законы, законо­мерности, действующие в той или иной области реальности. Социо­логия же чаще всего трактуется как наука о социальных отноше­ниях, механизмах и закономерностях функционирования и раз­вития социальных отношений разного уровня: общество как це­лостный социальный организм; социальные общности и группы (слои), дифференцированные по различным основаниям. В пред­мет социологии включают также социологию личности.

Связь социологии с социальной философией. Социология, как и многие другие науки, выделилась из философии, поэтому в своей теоретической части она переплетается с философией, а в предметной области имеет ряд об­щих моментов с другими общественными и гуманитар­ными науками. Социальная философия также имеет социологическую окраску, она конструирует общие принципы социального бытия, законы его функционирования и развития, которые составляют логическую основу социологии; кроме того, че­рез нее в социологию переходят и общие принципы бы­тия (онтология), и общие принципы познания (гносео­логия, логика, методология). Таким образом, философия в целом выступает по отношению к социологии в качестве предельно общей теоретической системы. Поэтому граница между философией и социологией не четкая.

Фи­лософия через социальную философию глубоко проникает в структуру социологии, становясь, в сущности, частью ее теоретической системы. Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил его развития. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является иссле­дование общественной жизни под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социаль­ного. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь цепью логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности именно потому, что поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных, эмпирических методов познания действительности. Развитие социологии связано с тем, что она начала активно осваивать количественные методы с применением математических процедур: теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, статистические зако­номерности, выработала определенные процедуры эмпири­ческого исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

Связь социологии с другими гуманитарными науками. Проблема разделения социологии и других наук об обществе и личности сложна, особенно в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий (демография и социология брака и семьи, экономическая теория и экономическая социо­логия и т.д.). Довольно остро она стоит при соотношении психологии и социологии, так как социальная психология является разделом социологии. Психология в основном сосредоточена на изучении индиви­дуального «я», сфера социологии - это проблемы межличностного взаимодействия - «мы». Когда ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, он выступает как социолог.

Общество так же является предметом исследования истории. Различие между историей и социологией заключается в том, что первая изучает прошлое общество, истоки его развития, а вторая сосредоточивает свое внимание на изуче­нии устройства и функционирования современного общества. Между историей и социологией имеются общие и отличительные черты. Общие определяются самим предметом исследования, т.е. изучением развития общества, отличительные же моменты состоят в том, что общество берется в разных временных интерва­лах. В социологии широко используются исторические данные, а в истории данные социологии. Кроме того, в социологии существует целый комплекс вспомогательных дисциплин: психология, социаль­ная психология, демография, политология, культурология и т.д. Особое место среди научных дис­циплин для социологии занимает статистика, которая придает со­циологии конкретно-научный характер.

Итак, философия, история и социология оказыва­ются родственными дисциплинами по объекту исследо­вания, все они изучают общество с позиции его устройст­ва, развития и функционирования, но каждая охватывает свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; ис­тория дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; а социология конкретизирует эти общие законы в структуре ставшего общества. Социально-философ­ские идеи глубоко проникают в структуру теоретической социологии, и при анализе основных понятий социологии, таких как «общество», «культура», «цивилизация», «эволюция», «революция» и т.д., между ними трудно провести границу.

Функции социологии. Гносеологические функции. Теоретическое и прикладное значение со­циологии как науки об обществе раскрывается в выполняемых ею функциях. Социология как наука реализует следующие функции: теоретико-познавательную, методологическую, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую (идеологическую).

Обычно основной функцией социологии считают тео­ретико-методологическую функцию. С помощью метода мы познаем окружающий нас мир. Следо­вательно, второй важнейшей функцией социологии как науки вы­ступает функция познавательная {гносеологическая). С помощью данной функции социология исследует социальные явления, их сущность, связи с другими явлениями, закономерности развития различных явлений и процессов. Главное место в поисках социо­логами научного знания занимают общественные отношения, анализ объективных и субъективных сторон деятельности субъек­тов общественной жизни, анализ деятельности социальных институтов и т.д. Прогностическая функция социологии проявляется при выработке долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития той или иной сферы общественной жизни. Социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, тем самым прогнозируется ход развития социального процесса.

Социология выполняет и мировоззренческую функцию. Она свя­зана с абстрактно-теоретическим объяснением мира, с общими (философскими) учениями о мире. Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что социолог объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследования­ми содействует процессу развития общества, а также выражается в использовании действительно корректных количест­венных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Они выступают как совокупность наиболее общих методов познания и освоения практики.

Социальные функции. Критическую функцию науки надо рассматривать через призму интересов. Как правило, ученые познают мир с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она показывает, что нужно сохранить, упрочить, раз­вить, а с другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Критическая функция состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов. Исследователю надо помнить, что социология не только познает мир, но и позволяет человеку внести в него свои коррективы. Преобразования общества - не самоцель; они нужны лишь тогда, когда соответствуют потребностям и цен­ностям людей, ведут к улучшению благосостояния человека и об­щества.

Познавательная функция социологии находит продолжение в преобразовательной функции. Ее суть состоит в том, что выводы, рекомендации, предло­жения социолога служат основанием для принятия определенных решений. Например, при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Субъекты власти, принимаю­щие решения, чаще всего забывают обратиться к социологам. Поэтому многие весьма полезные рекомендации по преобразованию современного общества, разработанные социологами, так и не находят на практике реализации. Более того, нередко органы управления по­ступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Изменения в обществе долж­ны быть направлены на создание условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности, соци­альных институтов.

Важную роль играет идеологическая функция. Она включает в себя и информа­ционную функцию, которая предполагает сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социаль­ной информации. Ее могут использовать социологи, руководители организаций, государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения. Идеологию определяют как систему концепций, теорий, защищающих интересы правящего класса, элиты. В центре любых идеологических систем стоят экономические интересы. Идеология – это высший уровень общественного соз­нания, система идей, выражающая интересы и мировоззрение какого-либо социального слоя. В большинстве социальных революций, социальных реформ именно социологические концепции с определенной идеологией того или иного рода выступают ведущими в общественном развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: