Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя.

10 Когнитивные теории развития
Жан Пиаже рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребёнка, от которой зависят все другие психические процессы.

теория Стенли Холла – теория рекапитуляции (развитие человека в онтогенезе=развитие чел.общества). Американский психолог С. Холл, опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты.

теория Вильямя Штерна – теория конвергенции двух факторов (факторы в развитии – инстинкты, задатки, склонности, предрасположенности(внутренние) и соц, культурные, экономич, природные воздействия, влияющие на человека(внешние). Закон самосохр.затрудняет обучение ребенка чему-то, что и противоречит внутр.инстинкту.

теория Арнольда Гезелиса – закон 1 – созревание идет сверху вниз (от головы до ног). закон 2 – закон паттерна (все, что имеет опред.форму). закон 3 – развитие паттернов подчиняется принципам функц.ассиметрии и взаимного переплетения. закон 4 – закон самосохранения. закон 5 – закон индивидуальности созревания (быстрый, медленный, неравномерный темп).

11 Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Он ввел новый экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития, описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка, сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и подлинной наукой и смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей. Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым применил исторический принцип в область детской психологии. Изучать исторически что-либо - значит изучать в движении. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания. Все современные теории детского развития трактовали этот процесс с биологической позиции. С точки зрения Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному. Главная черта всех концепций - это понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде.


12 Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

1.Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

2.Неустойчивость развития.

Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.

3.Сенситивность развития.

Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

4.Кумулятивность психического развития.

Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.

5.Дивергентность—конвергентность хода развития.

Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.

Специфические закономерности развития взрослого человека:

-отсутствие метаморфоз; -обратимость личностного развития; -стабилизация личностного развития; -активность личности – движущая сила её развития во взрослости

Факторы развития личности взрослого: произвольность, саморегуляция, преобладание интринсивной мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: