Этапы развития психологии
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука осознании. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает.
III этап — психология как наука о поведении. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Таким образом, на данном этапе можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки:
1) развитие существующих парадигм;
2) появление новых парадигм;
3) формирование различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии;
|
|
4) экспансия наиболее развитых парадигм на различные отрасли психологии;
5) развитие связей психологии с другими дисциплинами (психолингвистикой; психофизиологией; нейропсихологией; генетической психофизиологией).
Методы исследования в психологии.
Наблюдение. Бывает внешнее и внутреннее (самонаблюдение), свободное (без правил), включенное (когда исследователь включен в ситуацию).
Опрос.. Может быть устный или письменный. Устный опрос позволяет гораздо глубже проникнуть в психологию испытуемого. Письменный дает возможность использовать большее количество людей.
Тесты. При выполнении теста-задания, испытуемый должен совершить определенные действия (нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть), которые выявляют степень сформированности изучаемого качества.
Эксперимент. Естественный (в обычных условиях), лабораторный (в искусственных условиях). Продуктивность эксперимента в том, что в нем создается искусственная ситуация. А в ней лучше всего оценивается и выделяется изучаемое свойство.
4. Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Специфика С.п.и. по сравнению с другими социальными науками характеризуется:
· использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т.п.) этих индивидов;
|
|
· социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
· неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
· культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;
· работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).
5 Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектов объективного мира.
Психика обладает такими свойствами, как объективация и разобъективация психоэнергии. Процессы объективации – разобъективации можно объяснить на примере картины, которую написал художник. Для него художественное полотно – это объективация определенной части его психоэнергии
Индивидуальной психике присуще такое свойство, как интровертированность или экстравертированность. Интровертированность характеризует соответствующую установку и направленность психики на себя, свое внутреннее психическое, их изменение, взаимодействие, взаимопроникновение и другое. Экстравертированность, наоборот, выражает соответствующие установки и направленность психики на внешнее психическое: окружающий мир, взаимоотношения в нем т.п.
Еще одно свойство психики – это ее психологическая репродуктивность, т.е. способность к воспроизведению предыдущего психического с таким же его психоэнергетическим потенциалом.
Рефлексия, как свойство психики, заключается в восприятии и переносе изменений внешнего мира, его различных видов и форм психического на себя, превращении их в собственное психическое.
6 Филогенез – историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции (история развития различных видов организмов).
Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и Деятельности человека.
Развитие психики имеет 3 аспекта:
возникновение и развитие психики в животном мире;
возникновение и развитие человеческого сознания;
развитие психики в онтогенезе человека.
Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики.
Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.
Чувствительность возникает на базе раздражительности как всеобщего свойства живой материи. Она есть первое проявление психики и показатель ее возникновения.
Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики:
элементарная чувствительность – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;
предметное восприятие – Деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;
интеллект – характеризуется еще более сложной Деятельностью и сложными формами отражения действительности. Появляется возможность подготовительных действий для своего решения.
7. Развитие — это процесс изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Рост-увеличение какого либо качества.
|
|
Созрева́ние — естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его развития
8. Виды психического развития:
1. Эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Этот период ребенок проходит с первых недель до года.
2. Предметно – манипулятивная деятельность проявляется у детей раннего возраста. От 1 года до 3х лет. Они мир узнают через прикосновения с предметами, людьми.
3. Игровая деятельность присуща детям от 3 до 6 лет. В этот момент ребенок познает мир играючи.
4. Учебная деятельность ребенок учится и познает мир, а не как игру. Начинается с 6 лет и до 11 лет.
5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет рассматривается в виде трудовой учебной, спортивной, и художественной деятельности. При этом каждый вид деятельности порождает свои эффекты в виде психических структур. И ребенок развивает уже новые психологические качества.