Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Виды и организационно-правовые формы предприятий

Предприятие - хозяйственная единица, имеющая в соб­ственности, хозяйственном владении или оперативном управле­нии обособленное имущество и обладающая правами, позволяю­щими ей выполнять специфич. функции по произв-ву и (или) реализации товаров и услуг под свою имущ. от­ветственность с целью получения прибыли.

Предприятие характе­ризуется технико-производственным и организационным единством. С одной стороны, предприятие - это комплекс средств произв-ва, обладающих технологическим единством, приспособленный для создания определенных экономич. благ. С другой сторо­ны, предприятие —это коллектив работников, связанных друг с дру­гом в произв. процессе кооперацией труда и общими экономическими интересами. В рамках этого технико-производственного и организационного единства предприятие выступает экономически обособленным субъектом хозяйствования.

Наряду с формой собственности, степень его хозяйственной само­стоятельности обусловливают нормативные акты соответствую­щих надстроечных институтов, регламентирующие деятельность предприятия.

Понятия «фирма» и «предприятие» - как синонимы правомерно, в том случае, когда под фирмой понимают самостоятельную про­изводственную единицу, обладающую правом юридического лица и состоящую из одного предприятия.

Критерии классификации: - вид деятельности, отрасль, или выпускаемая продук­ция; - организационно-правовая форма; - размеры фирмы; - форма собственности и др.

Организационно-правовые формы предприятия:

Единоличное владение - в буквальном смысле самостоя­тельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет матери­альные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, и лично контролиру­ет эту деятельность, при этом несет неограниченную ответствен­ность по своим обязательствам.

Объединение предпринимателей реализуется в виде то­вариществ (партнерства) и обществ.

Товарищество (партнер­ство) - это форма организации бизнеса, при которой два или бо­лее отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ре­сурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределя­ют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю, при этом несут неограниченную имущественную от­ветственность по обязательствам фирмы.

Общество с ограни­ченной ответственностью - это такая правовая форма объе­динения вкладчиков капитала, при которой участники отвечают по обязательствам фирмы только своим вкладом. Внесенный вклад дает право на получение части прибыли в форме дивиден­дов и право на голос. Ведущей формой обществ с ограниченной ответственностью является акционерное общество—корпорация.

Корпорация - объединение вкладчиков капи­тала - акционеров, но такого объединения, при котором имуще­ство корпорации полностью обособлено от имущества акционе­ров. При несостоятельности общества акционеры не несут от­ветственности по его обязательствам перед кредиторами, а рис­куют лишь возможным обесценением акций.

Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие рационального потребителя и полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности.

Домохозяйство (ДХ) — экономич. единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги (доходы) для приобрете­ния товаров и услуг, удовлетворяющих потребности человека. В рыноч. экономике ДХ являются собственни­ками большинства факторов производства (большая часть зем­ли, зданий и оборудования в экономике принадлежит частным фирмам, но все фирмы, в конечном счете, принадлежат тем же домохозяйствам). За счет их продажи или предоставления в арен­ду домашние хозяйства получают свой доход, часть которого рас­ходуют на приобретение товаров и услуг, производимых фирмами (предприятиями), а другую часть сберегают.

Распределяя свои денежные доходы на покупку различных товаров и услуг, ДХ как потребитель действует в со­ответствии с достаточно четко определенными предпочтениями. В процессе потребления оно переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к менее настоятельным, при этом домохозяйство не может купить все, что ему хочется, так как сталкивается с бюджетными ограничениями: его денежный доход имеет ограниченную величину, а продукты, которые оно же­лает приобрести - определенную цену.

Продукты выбираются потребителем исходя из их полез­ности.

Полезность - это то удовлетворение, которое получает по­требитель от потребления материального блага или услуги.

Рациональный потребитель — такой рыночный субъект, который при его потребительских предпочтениях и су­ществующих ценах благ стремится так использовать свой огра­ниченный бюджет, чтобы получить максимальную полезность от приобретенных благ.

П редель­ная полезность (MU) - добавочная полезность, или удовлетворение, извлекаемое из каждой дополнительной едини­цы конкретного блага.

Общая полезность (TU) - сумма по­лезности всех единиц конкретного блага.

С увеличением количества потребляемых единиц конкрет­ного блага его общая полезность возрастает до определенного периода. По мере «насыщения» потребности в каком-то конкретном благе, полезность каждой последующей единицы этого блага уменьшается. Это уменьшение предельной полезности блага с увеличением объема его потребления выражает суть закона убы­вающей предельной полезности.

Убывание предельной полезности блага оказывает непос­редственное влияние на спрос. Ведь если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей полезностью, то потребитель станет приобретать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения цены. Если этого нет, то потребитель отдаст предпочтение другим благам, которые принесут ему боль­шую величину полезности, затратив на их приобретение одну и ту же сумму денег.

Потребитель вынужден выбирать между альтернатив.благами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворитель­ный, с его точки зрения, набор благ, который принесет ему наиболь­шую полезность. – равновесие потребителя:

П равила максимизации полезности- мак­симальная общая полезность достигается при условии, если после­дняя денежная единица, израсходованная на приобретение каж­дого вида товара, приносила равную предельную полезность. Ма­тематически:

MUa/Pa = MUb/Рb = MUc/Pc....,

т.е. предельная полезность каждого блага, деленная на его цену должна быть одинаковой для всех благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: