Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды (формы)

Систематизация – юр деят-ть, направленная на приведение НА в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Значение систематизации: 1) делает законод-во более компактным, согласованным, освобождая его от устаревшего материала; 2) позволяет обозревать весь массив действующего законод-ва, оценить его; 3) обеспечивает поиск нужной правовй нормы; 4) содействует развитию системы законод-ва; 5) явл-ся предпосылкой эффективного правового воспитания, делая законод-во доступным, понятным широким слоям населения, информируя его о правах, свободах, обязанностях.

Признаки систематизации законод-ва: 1) деят-ть по упорядочению нормативно-правового материала; 2) деят-ть, осуществляемая специфическими способами: кодификацией, инкорпорацией, консолидацией. и др.; 3) деят-ть, выраженная в специфических формах: кодексах, уставах, собраниях и др.

Внешняя сторона систематизации - это формирование разделов, рубрик и т.п. Внутренняя сторона - устранение противоречий, пробелов норм, другими словами, их изменение. Выделяют следующие виды систематизации по процессу упорядочивания правового материала: 1 Кодификация - эта такая систематизация законов, при которой не ограничиваются внешней их обработкой, но ставят задачей создать сборники законов, проникнутые внутренним единством, исходящие из некоторых общих принципов. Присутствует как внешняя, так и внутренняя сторона систематизации. При кодификации отдельные положения действующих законов перерабатываются, дополняются или отменяются. Этот вид систематизации осуществляется только правотворческими органами. 2- Инкорпорация - это такая обработка законов и иных актов, содержащих нормы права, при которой их содержание не меняется, но весь правовой материал объединяется и располагается в определённом систематическом порядке. Присутствует лишь внешняя сторона систематизации, это лишь простая классификация. 3. Консолидация - представляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией Несколько нормативных актов объединяются в один. Устраняются противоречия и повторы, обычно носит неофициальный характер. 4. Учет законов и др НПА – сбор, хранение и поддержание в рабочем состоянии сведений о действующем законод-ве. Учет осущ-ся практически всеми гос органами и юр лицами для удовл-ия собственных потребностей в правовой инф-ции либо в коммерческих целях для обеспечения правовой инф-цией иных субъектов. Основной задачей учета явл-ся сбор и поддержание НПА в состоянии, позволяющем лперативно находить нужную правовую инф-цию. Виды: А) журнальный учет – это фиксация реквизитов НА в специальных журналах. Б) карточный учет – создание различного рода карточек, расположенных по опр-ой системе. В) автоматизированный учет законод-ва – учет на базе современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: