Принцип н защиту

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту – закреплён в Конституции РФ и ст.16 УПК. Это возможность обвиняемого защищать себя от предъявленного обвинения как лично, так и с помощью защитника или законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК способами и средствами. УПК предусматривает обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого, которое обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. В установленных УПК случаях подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно. Также в соответствии со ст.46,47 УПК, обвиняемый или подозреваемый вправе давать объяснения, представлять доказательства и др. Конституция РФ гарантирует право на квалицированную юридическую помощь в соответствии со статьёй 48;

14. принцип состязательности и равноправия

Согласно ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуще­ствляется на основе состязательности и равноправия сторон. Несмотря на то что данный принцип должен распространяться на все стадии уголовного судопроизводства, в полной мере он проявляется лишь на судебных стадиях.

Состязательность и равноправие сторон означают следующие пять правил:

1) функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга; они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;

2) исследование доказательств осуществляется сторонами обвинения (государственный обвинитель, потерпевший, граж­данский истец и их представители) и защиты (защитник, граж­данский ответчик и его представитель);

3) стороны обвинения и защиты равноправны перед судом на заявление отводов и ходатайств, представление доказа­тельств, участие в их исследовании, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в п. 1—6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, на рассмот­рение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбира­тельства;

4) суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты;

5) суд создает необходимые условия для исполнения сторо­нами их процессуальных обязанностей и осуществления предо­ставленных им прав, а также разрешает уголовное дело.

Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реализации прав, предоставленных им законом'.

Развитие данного принципа в российском уголовном про­цессе привело к тому, что по действующему УПК РФ:

1) собирать письменные документы и предметы для приоб­щения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе не только сторона обвинения, но и подозреваемый, обвиняемый, а также гражданский ответчик и их представители (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). Защитник, кроме того, уполномочен на получение предметов, документов и иных сведений; опрос лиц с их согла­сия; истребование справок, характеристик, иных документов (ч. 3 ст. 86 УПК РФ);

2) ознакомив обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, следователь обязан выяснить, какие свидете­ли, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты (ч. 4 ст. 217 УПК РФ);

3) в описательной части обвинительного заключения следо­ватель отражает перечень доказательств, не только подтвержда­ющих обвинение, но и тех, на которые ссылается сторона за­щиты (п. 6 ч. 1 ст. 220 УПК РФ);

4) к обвинительному заключению прилагается список под­лежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны и обвине­ния, и защиты (ч. 4 ст. 220 УПК РФ);

5) в целях обеспечения состязательности в уголовном про­цессе изменились и судебные стадии. Так, очередность исследо­вания доказательств на судебном следствии определяется не судом, а стороной, представляющей доказательства суду. Пер­вой доказательства всегда представляет сторона обвинения. Пос­ле исследования доказательств, представленных стороной обви­нения, исследуются доказательства, представленные стороной защиты (ч. 1 и 2 ст. 274 УПК РФ).

При согласии подсудимого дать показания (при допросе свидетеля) первыми его допрашивают стороны и только после этого вопросы может задавать суд (ч. 1 и 3 ст. 275, ч. 2 ст. 278 УПК РФ).

Подсудимым (ч. 3 ст. 274 УПК РФ) и потерпевшим (ч. 2 ст. 277 УПК РФ) предоставлено право — с разрешения председатель­ствующего давать показания в любой момент судебного след­ствия и др.

15. Разумный срок уголовного судопроизводства - уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок. При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства (ст.6 УПК);

16. независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии независимости

Конституция РФ провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). При этом определено, что судебная власть является самостоятельным видом государственной власти, функционирующим независимо от чьей бы то ни было воли и подчиняющимся только Конституции РФ и закону.

Полномочия суда существенно отличаются от того, что делают законодательные и исполнительные органы. Вместе с тем все три власти взаимодействуют друг с другом. Суды, применяя закон, реализуют его предписания и могут исправлять ошибки исполнительных органов. Судам предоставлено право осуществлять: конституционный контроль, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц, отправлять правосудие и др.

Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и присяжных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону. Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.

Независимость судей и присяжных заседателей гарантируется:

а) порядком формирования корпуса судей и присяжных заседателей (ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 3-6 Закона о статусе судей, ст. 12 Закона о присяжных заседателях);

б) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом судьи на отставку (ст. 13-15 Закона о статусе судей);

в) несменяемостью судей (ст. 121 Конституции РФ);

г) неприкосновенностью судей и присяжных заседателей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 12 Закона о присяжных заседателях, ст. 5 Закона о судебной системе);

д) установлением ответственности за незаконное воздействие на судей и присяжных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела и принятию законного и обоснованного приговора или иного решения, а также за иное вмешательство в деятельность суда и проявление неуважения к суду (ст. 294-298 УК);

е) установлением системы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судов общей юрисдикции, присяжных заседателей и их близких. 20 апреля 1995 г. принят Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"*(132). В нем определены виды мер государственной защиты, органы, ее обеспечивающие, меры социальной защиты, решены другие вопросы;

ж) неограниченностью срока полномочий судьи (кроме случаев назначения впервые судей районных судов или судей военных гарнизонных судов сроком на три года (ст. 11 Закона о статусе судей, ч. 3 ст. 26 Закона о военных судах);

з) неподотчетностью никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия (п. 4 ст. 1 Закона о статусе судей);

и) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (ст. 19 Закона о статусе судей);

к) процедурой осуществления правосудия. Порядок исследования доказательств и принятия решений судом разработан таким образом, чтобы обеспечить: внутрипроцессуальные гарантии независимости судей; несвязанность судей мнением следователя, прокурора, других участников процесса; осуществление оценки доказательств по внутреннему убеждению; запрет суду, рассматривающему дело в кассационном или надзорном порядке, предрешать оценку доказательств при повторном рассмотрении дела судом первой инстанции. При коллегиальном слушании дела во всех судах (кроме суда присяжных) судья свободно выражает свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу. Вместе с тем введение особого порядка назначения наказания без судебного разбирательства, обязательности для суда отказа обвинителя от обвинения, а равно вердикта присяжных для председательствующего судьи - эти и некоторые другие положения можно расценивать как отступление от общей линии на обеспечение самостоятельности судов и независимости судей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: