Синтез цвета

Методы образования цвета

Особенностью человеческого зрения является то, что ощущение од­ного и того же цвета может быть вызвано различным путем. Например, монохроматическое излучение с длиной волны 589 нм дает ощущение желтого цвета, точно такое же, как и смесь монохроматических излуче­ний зеленого цвета с X =545 нм и красного с X =671 нм. Как видно из приведенного примера, не различимые по цвету пучки могут иметь как одинаковый состав, так и различный. В первом случае такие цвета на­зываются изомерными, а во втором — метамерными.

Очень важно также то, что человеческий орган зрения не способен распознавать, из каких составляющих состоит излучение, образующее


142_____________________________________ Глава 5

тот или иной цвет, а также отличать эти излучения друг от друга. Бла­годаря этому появляется возможность воспроизводить исходные цвета смешением световых потоков, различных по цвету, или вычитанием их из белого цвета (смешением сред). Как показали результаты исследова­ний, в основе смешения излучений и смешения сред лежат различные физические явления. В связи с этим различают два типа сложения — ад­дитивное (смешение излучений) и субтрактивное (смешение сред). По­лучение заданного цвета сложением других называют синтезом цвета.

При аддитивном синтезе смешиваемые излучения складываются. В качестве таких излучений берутся синее, зеленое и красное. Они назы­ваются основными потому, что ни один из них не может быть получен смешением двух других.

Для получения световых пучков, дающих новый цвет аддитивным син­тезом, могутбыть использованы источники, непосредственно испускающие окрашенные излучения (например, лазеры), или тепловые излучатели (на­пример, лампа накаливания), экранированные соответствующими свето­фильтрами. Аддитивный синтез используется для получения цветных изоб­ражений на экране монитора, телевизора, а также при измерении цвета.

При субтрактивном синтезе каждая из смешиваемых сред погло­щает определенное излучение, то есть вычитает их из светового пучка, направленного на окрашиваемую среду. Субтрактивный синтез исполь­зуется при воспроизведении цветных оригиналов в цветной фотогра­фии и полиграфии, в кинематографии и т.д.

Эффект получения нового цвета может быть достигнут не только при смешении излучений или сред, но также в результате зрительной инерции или пространственного смешения цветов. Более подробно о синтезе цветов будет рассмотрено в следующих подразделах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: