Все примеры иллюстрируют то, что терапевту важно помнить, что он строит мосты, опираясь на систему ценностей клиента, а не свою. Не важно, что думает терапевт о ценностях клиента, имеет значение лишь то, что о них думает сам клиент.
Во многих случаях бывает нелегко обнаружить истинные ценности клиента. Терапевту может понадобиться обратить особое внимание на те ценности, которые клиент отвергает в присутствии терапевта, потому что они не одобряются обществом, например гедонизм, власть и т. д. Различия между провозглашаемыми и актуальными ценностями могут быть выяснены при изучении прошлого клиента.
Для того чтобы помочь клиенту визуализировать превосходство нового убеждения над старым, я подготавливаю для клиента рабочий бланк, состоящий из трех колонок, в которых я прошу клиента записать в иерархическом порядке свои ценности (первая колонка), старые убеждения (вторая колонка) и предложенные новые (третья колонка), причем каждое убеждение должно быть сопоставлено с той ценностью, из которой оно исходит (см. табл. 9.1). Применительно к нашему предыдущему примеру клиент может увидеть, что всепоглощающее стремление к богатству, лишающее его определенной свободы в жизни, явно противоречит его иерархии ценностей.
|
|
Ранговый порядок Ценность старого Ценность нового
Ценностей сообщения сообщения
1.----------------------------- -------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------
2. _________________ ____________________________ ___________________________________________
3.__________________ ____________________________ ___________________________________________
4. ________________ ___________________________ ___________________________________________
5. _______________ ___________________________ ____________________________________________
6._________________ ________________________________ ___________________________________________
7._________________ _______________________________ ____________________________________________
8._________________ _______________________________ ____________________________________________
9._________________ _______________________________ _____________________________________
10.________________ ______________________________ ________________________________________
Терапевт может попросить клиента составить свой собственный рабочий бланк, чтобы, опираясь на самоанализ, время от времени проверять, согласуется ли его поведение с его высшими ценностями. Подобные периодические переоценки очень полезны, поскольку ценности могут изменяться и резко, и с течением времени. Клиент, перенесший сердечный приступ, грозивший фатальным исходом, может вдруг обнаружить, что он переоценил свои ценности, ставя на первое место те, что относятся к качеству жизни.
Дополнительная информация
Исследования изменений в установках продемонстрировали важность ценностного компонента человеческих убеждений (Flemming, 1967; Petty & Cacioppo, 1981; Rokeach, 1964, 1968, 1973, 1979; Smith, Bruner & White, 1956). Теоретически ценностные изменения можно рассматривать как один из примеров принципа Премака (Premack's principle) (Premack, 1965).
Персональным ценностям присущи некоторые сильно выраженные эффекты самосравнения (self-reference effects) (Banaji & Prentice, 1994; Bellezza & Holt, 1992; Keenan, Golding & Brown,, 1992; Rogers, Kuiper & Kirker, 1977).
МОСТЫ - СЛОВЕСНЫЕ ЯРЛЫКИ