Поведение потребителя в рыночной экономике объясняет теория потребительского поведения. Анализ потребительского поведения имеет огромное практическое значение: с его помощью производитель, выпустивший новый товар, может определить, на каком уровне устанавливать цену, а потребитель -принять более рациональное решение. Таким образом, теория потребительского поведения учит субъектов экономических отношений вести себя более рационально.
Для того чтобы субъект экономических отношений мог осуществить потребительский выбор, он должен получить ответы на следующие вопросы:
• Что купить?
• Сколько это стоит?
• Хватит ли денег на эту покупку?
Следовательно, на поведение потребителя влияют три основных фактора: потребность, цена и доход.
Под потребностью следует понимать желание человека потреблять различные блага. Но поскольку количество благ, которое он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать их по степени необходимости. Так, насущные нужды человека, такие, как еда, одежда, относят к потребностям первого порядка, организацию досуга — к потребностям второго порядка и т.д. Иначе говоря, человеку свойственно расставлять свои потребности в определенном порядке. Например, вода будет стоять на первом месте, так как без нее просто не прожить. На втором месте -- еда, причем в первую очередь необходимая (хлеб, картофель, яйца, мясо и т.п.), а уж потом лакомство, без которого можно прожить. На третьем — одежда, причем также с соблюдением принципа первой необходимости, на четвертом — досуг, на пятом — предметы роскоши и т.д.
Такая расстановка потребностей объясняется тем, что любое благо имеет свою цену. Поэтому потребитель сравнивает цены на взаимозаменяемые товары и формирует свой потребительский выбор. При этом немаловажным критерием оценки блага является его качество. Например, человек стоит перед выбором: приобрести новый автомобиль за 10 тыс. долл. или подержанный за 5 тыс. долл. Если он выберет первый вариант, то будет эксплуатировать автомобиль несколько лет без ремонта, а если отдаст предпочтение второму варианту, то его ожидают постоянные траты на запчасти и сервисное обслуживание. Наиболее рационально было бы приобрести новый автомобиль и не знать забот. Но тут мы наталкиваемся на третий фактор, влияющий на потребительский выбор — доход или бюджетное ограничение.
К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать покупки в соответствии со своим бюджетным ограничением. То есть, если его доход не позволяет приобрести новый автомобиль, то придется довольствоваться подержанным. Конечно, потребитель может взять ссуду в банке на недостающую сумму, но тогда ему придется ограничить свои будущие расходы, сократив тем самым удовлетворение насущных потребностей,
Следовательно, рациональный потребитель должен так распределить свои расходы, чтобы максимально удовлетворить потребности при условии ограниченного дохода. Иначе говоря, потребительское поведение — это процесс формирования спроса на товары и услуги, исходя из конкретного дохода потребителя и учитывая его субъективные предпочтения. Мы говорим: «рациональный потребитель», потому что для упрощения анализа потребительского поведения делается предположение, что потребитель рационален в своем выборе и стремится наилучшим образом распорядиться своим доходом. Хотя в жизни, конечно, каждый потребитель имеет свои предпочтения, и его поведение может быть отнюдь не рационально.
Полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
В основе потребления товаров и услуг лежит их способность удовлетворять потребности человека. Следовательно, товар должен быть полезен для потребителя. Под полезностью следует понимать способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности. Полезность — категория субъективная и объясняет, почему потребитель предпочитает одно благо другому. Тем самым проявляется экономическое назначение полезности. Она служит критерием отбора, показывает, насколько необходимо то или иное благо потребителю в данных условиях.
Каждый продукт должен обладать полезностью. Полезность — это способность товара или услуги удовлетворять те или иные потребности. Но еще продукт обладает предельной полезностью. Предельная полезность — это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции. Но самое главное — предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать. Закон убывающей предельной полезности гласит: начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Согласно закону производители должны понижать цену, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта.
Поведение потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес. Чтобы его понять, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя.
Факторы, влияющие на поведение потребителя:
1. Мах товаров и услуг при min расходов. Такой «шаг» потребителя рассматривается как разумное поведение.
Типичный потребитель стремится получить за свои деньги •«все, что можно», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность.
2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке.
Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить.
3. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров.
За несколькими возможными исключениями — Рокфеллеры, Майкл Джексон и король Саудовской Аравии — все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета.
4. Цены. Поскольку величина дохода ограничена, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему бы хотелось. Потребителю приходится подбирать такую комбинацию товаров, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей.