Финансовое регулирование, бюджет и фискальная политика государства

Финансы ( лат. наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство. Возрастание регулирующей роли государства привело к абсолютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало располагать, и относительному возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Современные направления государственного финансирования экономики

Затраты на научные испытания, улучшение воспроизводства капитала, военные расходы, воспроизводство квалифицир. рабсилы, расширение потребительского рынка, затраты на соц. цели. Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: (1) внешнее, т.е. государственное регулирование; (2) внутреннее, "корпоративное" регулирование. Внутреннее можно условно разделить на два вида: (а) регулирование со стороны хозяев (акционеров) предприятия; (б) его руководителей. Финансовое регулирование со стороны акционеров. В учредительных документах предприятия должно быть зафиксировано правило о том, что акционеры утверждают положение об учетной политике, финансовую тчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок. Финансовое регулирование со стороны руководства. Руководство предприятия осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными - на счетах, осуществляет руководство учетом и отчетностью. Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну. Финансовое управление. Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления. В соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ). Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций. Главными источниками дохода государственного бюджета являются налоги, которые делятся на: 1. налоги на доходы физических и юридических лиц; 2. налоги на товары и услуги (НДС, налог с продаж, акцизы, пошлины); 3. налоги на капитал (на наследство, имущество, землю и т.д.). Налоги делятся на прямые, которые взимаются с физических и юридических лиц, и косвенные, которые взимаются путем установления надбавки к цене товаров и услуг. К причинам бюджетного дефицита можно отнести: спад общественного производства; рост предельных издержек общественного производства; неоправданно раздутые социальные программы. Фискальная политика - основными инструментами являются государственные расходы и налоги. Если говорить о бюджетно-налоговой политике (она же – фискальная), то она представляет собой особую систему, которая занимается регулированием экономики за счет изменений налогов и государственных расходов. Фискальную политику на основе механизмов ее реагирования на различные изменения в экономической ситуации, принято разделять на две части. Первой является дискреционная политика, которую принято проводить на основе решений правительства определенного государства и на усмотрение этого правительства.

Вторая – политика встроенных стабилизаторов, где такие механизмы осуществляют свою деятельность в режиме саморегулирования, поэтому могут самостоятельно реагировать на различные изменения ситуации в экономике вне зависимости от принимаемых решений. Когда наступает период спада, тогда стимулирующая фискальная политика может складываться из таких факторов как снижение налогов, увеличения различных государственных расходов и сочетания между собой такого снижения налогов и увеличения расходов государства. Именно такая бюджетно-налоговая политика может способствовать сокращению падения производства. Если же возникает инфляция или избыточный совокупный спрос, тогда действует сдерживающая фискальная политика. Такая разновидность фискальной политики работает через увеличение налогов, уменьшение государственных расходов, а также сочетания растущего налогообложения и сокращения расходов государства.

35. Современные международные торговые и валютные отношения. Международная торговля – это система (совокупность) международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговой деятельности всех стран мира. Субъектами международной торговли могут быть физические, юридические лица, правительства государств, международные концерны трасты etc. Международные торгово-экономические отношения это связи, устанавливающиеся между субъектами хозяйственной деятельности разных стран, а также между странами мира в результате коммерции, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного займа, валютных отношений, научно-технического производственного сотрудничества. Преимущества участия в международной торговле:- интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий (разработок);- увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости населения;

- международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;- экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.- Внешнеэкономические отношения представляют собой одну из наиболее сложных сфер экономики любой страны.

Почему государства торгуют? Что составляет основу сбыта между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на предметах торговли, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Валютные отношения представляют собой общественные отношения, связанные с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей различного рода кредитов и займов, совершении сделок по покупке или продаже валюты и т.д. Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения валютных отношений служат международные соглашения и внутригосударственные акты. Сущность предпринимательской деятельности в валютной сфере заключается в торговле иностранной валютой, которая представляет собой сделку купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту по заранее установленной цене (валютному курсу). Торговля валютой вызвана необходимостью производить различного рода платежи, т.е. переводы денег из одной страны в другую, связанные с мирохозяйственной деятельностью. Целью торговли валютами (в рамках собственно предпринимательской деятельности, в первую очередь банковт своими, на какой-то отрезок времени свободными, ликвидными средствами преимущественно во избежание возможных потерь из-за колебаний курсов. Государственные девизные (валютные) банки покупают и продают валюты, как правило, с целью сохранения курса собственной национальной валюты в рамках обозначенного предельного отклонения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: