Общие положения. Шум оказывает вредное влияние на людей не только на рабочих местах, но и в жилых зонах селитебных территорий

Шум оказывает вредное влияние на людей не только на рабочих местах, но и в жилых зонах селитебных территорий, в квартирах, особенно вблизи шумных предприятии, электростанций, а также на улицах с большим ко­личеством транспорта, вблизи линий железных дорог и аэропортов.

Ощущения человека, возникающие при раздражениях от шума, пропорциональны логарифмическому количеству энергии. Для количественной оценки этого потока энергии введен уровень интенсивности звука в децибелах (Дб)

,

где I0 – интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости

(I0 =10-12 Вт/м2) на частоте 1000 Гц; I – измеряемая интенсивность.

Другой оценкой звука служит величина уровня звукового давле­ния (Дб)

,

где Рo – пороговое звуковое давление, выбранное таким же образом, чтобы при нормальных атмосферных условиях уровни звукового давления были равны уровням интенсивности, т.е. Рo =2×10-5 Па на частоте 1000 Гц; Р – измеряемое звуковое давление, Па/час.

Для измерения уровня звукового давления используются шумомеры. В них постоянный уровень звука La измеряется при включении кор­рекции дБА. Если параметры звука колеблются во времени, то вместо постоянного уровня звука La используется эквивалентный уровень зву­ка Lа,экв (дБа), который измеряется по шкале “А” шумомера.

Постоянные шумы – это такие шумы, уровень звука которых изменяется во времени не более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике "медленно" шумомера.

Непостоянными шумами принято называть шумы, уровень звука кото­рых за 8-ми часовой рабочий день изменяется во времени более чем на 5 дБА при измерениях по временной характеристике "медленно" шумомера.

Допустимые уровни шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки устанавливаются санитарными норма­ми

СН 3077–84.

Соответствие шумового режима нормативным уровням звука на за­щищаемых от шума объектах дБА оценивается по формуле:

где g – эффективность шумозащиты; Lа,экв.доп. – допустимый уровень звука на защищаемом объекте, дБА; Lа,экв. – расчетный уровень шума на стандартном расстоянии (7.5 м), дБА; А1 – снижение шума в воздушном приземном пространстве от Lа,экв как функции расстояния и типа поверхности земли, А1, А2, А3 – дополнительное снижение шума соответственно при наличии на пути распространения шума экранирующих барьеров, за защитными полосами зеленных насаждений, за счет звукоизоляции оконных проемов, дБА.

Положительное значение g характеризует обеспеченность норматив­ного уровня звука в исследуемой точке, а отрицательное – необходимость снижения уровня звука, достигаемого снижением шума на источнике (Lа,экв) или повышением шумозащитных качеств среды.

Точки расчета необходимо располагать на кратчайшем расстоянии от источника звука, в наиболее характерных местах для зданий – в 2 м от наружных стен на высоте 1,5 м от пола первого и последнего этажей, для помещений – в 2 м от окна на высоте 1,5 м от поверхности пола.

Эквивалентный уровень звука потока автомобильного транспорта опи­сывается зависимостью:

где Lа,экв – шумовая характеристика транспортного поток, дБА, Q интенсивность движения транспортного потока, ед./ч; – средневзвешенная скорость движения транспортною потока, км/ч; r – состав транспортного потока (доля грузовых и общественных транс­портных средств от общего числа транспортных средств в потоке, %).

Для определения шумовой характеристики необходимо по номограмме (рис. 1) на шкале r найти точку, соответствующую доле грузовых и общественных транспортных сред­ств в потоке. По шкале нахо­дится точка, соответствующая сред­неквадратичной скорости транс­портного потока. Найденные точки соединяются отрезком прямой, который пересекает вспомогательную шкалу в точке А. Полученную точку А необходимо соединить с точкой на шкале Q, соответствующей интенсивности движения транспортного потока. Значение эквивалентного уровня звука Lа,экв, соответствую­щее точке В, является искомой шумовой характеристикой транс­портного потока.

В общем случае шумовая характеристика потока железнодорожных поездов может быть рассчитана по формуле:

где Lа,экв.i – эквивалентные уровни звука отдельных поездов, дБА; n ­– число поездов, проходящих в обоих направлениях за период измере­ния шумовой характеристики потока поездов

где La,i – уровень звука в период проезда i-го поезда перед измерительным микрофоном, дБА; Т – продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока поездов, с; ti – продолжительность периода проезда i-го поезда перед измерительным микрофоном, с; - скорость движения i-го поезда м/c; ro – расстояние от оси, близлежащей к точке измерения путей железной дороги до измерительного микрофона (ro = 7,5 м), м.

Трансформаторы являются источниками постоянною шума механи­ческого и аэродинамического происхождения. Механический шум излучается баком трансформаторов.

Рис. 1. Номограмма для определения эквивалентного уровня звука

транспортного потока.

Корректированный уровень звуковой мощности трансформатора мо­жет быть рассчитан как суммарный уровень звуковой мощности системы охлаждения и бака трансформатора

где – корректированный уровень звуковой мощности системы охлажде­ния, дБА; – корректированный уровень звуковой мощности бака трансформа­тора, дБА.

Корректированный уровень звуковой мощности системы охлаждения определяется по формуле

где ­– корректированный уровень звуковой мощности одного охлажда­ющего устройства; n - коэффициент, который равен 1 при выносной установке системы охлаждения и 2 при навесной системе охлаждения; m - число охлаждающих устройств в системе охлаждения. Для охлаждающего устройства вида Д (масляное охлаждение с дутьем и естественной циркуляцией масла) =89 дБА, а для вида ДС (масля­ное охлаждение с дутьем и принудительной циркуляцией масла) =96 дБА.

Корректированный уровень звуковой мощности механического шума, создаваемого баком трансформатора, может быть определен по эмпири­ческой зависимости:

где Nт – типовая мощность трансформатора, определяется по формуле:

где Vв и Vс – величины высшего и среднего напряжения трансформатора; N –номинальная мощность трансформатора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: