double arrow

Притча о добром пастыре

Ин. 10, 1-21

Книжники и фарисеи считали себя непогрешимыми руково­дителями еврейского народа и строгими исполнителями данного Богом закона.

Но так они думали в своей духовной слепоте, а на самом деле они уже давно и очень далеко ушли от идеала истинного пастыря. Думая только о своем личном земном благополучии, они и сами не стремились к спасению и народу преграждали путь в Царство Небесное. Это были наемники, а не истинные пастыри.

В противовес книжникам и фарисеям Господь в притче о доб­ром пастыре показывает, каким должен быть истинный пастырь и кто им является. Для наглядности Он сравнивает народ со ста­дом овец, а руководителей народа – с пастырями этого стада.

В восточных странах, чтобы сохранить овец от волков и во­ров, на ночь пастухи загоняли их в пещеры или специально уст­роенные дворы. Нередко в один двор загоняли стада, принадле­жащие разным хозяевам. Утром сторожа открывали двери, пас­тухи входили во двор, отделяли свои стада от чужих, называя сво­их овец по имени, и выходили с ними на пастбища. Овцы узнава­ли своих пастухов по голосу и виду, слушались их и шли за ними.

Воры же и разбойники, чтобы похитить овец, пробирались во двор не дверью, а перелезали через забор. Все это было известно не только простому народу, но и фарисеям. И вот, беря такой обще­известный пример из пастушеской жизни, Христос сказал фари­сеям: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужо­го голоса».

Хотя содержание притчи было доступно слушателям Христа, но, тем не менее, символический смысл рассказа не был им поня­тен. Тогда Господь объяснил им: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет».

Этими словами Господь открыто объявил иудеям, что Он, как Мессия, есть истинная «дверь» в Царство Небесное, единственный вход в него, «рядом» с которым другого не существует. Никто ни­когда в истории человечества, кроме Христа, не указал истинного пути спасения и не открыл двери, ведущей в Царство Небесное.

Все, сколько их ни приходило до Христа и после Христа, «суть воры и разбойники; но овцы не послушали их». Конечно, здесь имеются в виду не ветхозаветные пророки и святые отцы, говорившие о Мессии духом и именем Божиим, но лжепророки и лжеучители, выдававшие себя за Мессию, ¾ самозванцы, кото­рых имелось в истории уже много, появляются они и сейчас и бу­дут еще появляться в мире. Но эти самозванцы, как бы они ни были гениальны, как бы красиво ни говорили о жизни, какие бы блага ни сулили своим последователям, ¾ не могут дать им истинной жизни, «жизни с избытком», т. е. жизни, переливающейся за края временности, переходящей в вечность. Такую жизнь может дать только Тот, Кто Сам есть Жизнь, Кто одновременно есть и «Дверь» в жизнь вечную и истинный Пастырь пасомых.

Как верный пастырь овец не щадит своего покоя и жизни, чтобы сохранить свое стадо, так и Пастыреначальник Христос от­дает жизнь Свою за «словесное стадо». «Пастырь добрый полага­ет жизнь свою за овец, ¾ сказал Христос. ¾ А наемник, не пас­тырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и остав­ляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их».

Эти слова об истинном пастырстве относились к современным Иисусу Христу духовным вождям еврейского народа, книжни­кам и фарисеям, но они в такой же мере относятся и ко всем тем пастырям Христовой Церкви, которые за деньги и другие житей­ские выгоды пасут словесное стадо; они тоже суть «наемники», так как без подвига самоотречения и без готовности для служения стаду Христову идти на все опасности, вплоть до смерти, невоз­можно быть истинным пастырем Церкви.

«Я есмь пастырь добрый, ¾ говорил Господь фарисеям, ¾ и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец». В этих словах Христа заключается уже не только объяснение символов рассказанной притчи, но и открытое свидетельство о неразрывном единстве до­брого Пастыря с Богом Отцом и с овцами Своего стада и о гряду­щей Жертве за спасение всех людей.

Книжники и фарисеи должны были понять символику и прямое свидетельство Христа о Пастыре и овцах дома Израиле­ва. Эта символика известна была им из книг ветхозаветных про­рочеств. Но, увы, духовные очи этих вождей были закрыты и они не разумели Писания. В частности, они могли бы вспомнить про­рочество Иезекииля: «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых... и скажи им, пастырям: так говорит Гос­подь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?.. вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец... Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их... Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых...» (Иез. 34, 1-14).

Но сердце Христа, как доброго Пастыря, пылает любовью не только к избранному стаду Божию, к народу израильскому, оно обнимает своей любовью и все другие народы, которые также должны принять участие в общем спасении. Поэтому Христос го­ворит: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

Израиль был призван Богом первым, но не единственным, и вне его бродило еще более многочисленное стадо, жаждущее ус­лышать любящий голос доброго Пастыря, ¾ это был языческий мир. По зову доброго Пастыря все народы соберутся в единую Церковь Христову, «и будет одно стадо и один Пастырь».

Но это великое дело может совершиться только смертью и воскресением Богочеловека Христа. И Христос не страшится смерти, Он добровольно отдает жизнь Свою за овец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: