Психология познавательных процессов: воображение

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется в ходе целенапрвленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе связано с непредметным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта выделяют два вида воображения: репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память. Продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов.

Основанием для следующей классификации являются мотивы, побуждения человека к созданию новых образов. два вида воображения: прагматическое и гедонистическое. Прагматическое воображение имеет четкую практическую ориентацию. Оно выступает для субъекта как инструмент решения конкретных жизненных задач. Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модальности (форме). В зависимости от этого различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое воображение.

В соответствии с содержанием порождаемых человеком образов, можно выделить еще два вида воображения: предметное и социально-психологическое.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами. Уровень развития воображения определяется тем, в какой мере человек владеет ими. К ним относят агглютинацию, аналогию, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) — прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов.

Аналогия — это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие.

Гиперболизация выражается в субъективном преувеличении размеров объекта или количества его отдельных частей и элементов (Гулливер, мальчик с пальчик и др.).

Типизация — это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, национальной).

Придача заключается в том, что объекту приписываются не свойственные ему качества и функции (золотая рыбка, ковер-самолет и др.).

Перемещение — это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве.

Акцентирование представляет собой субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: