Понятие «затрудненное общение»

Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и в целом его жизнедеятельности. Как правило, независимо от трактовки самого понятия субъект деятельности и уровней его рассмотрения выстраивается логика изучения данного явления в направлении поиска тех характеристик активности человека, которые приводят к позитивным изменениям себя и окружающего мира. В то же время, как указывает В.А. Лабунская (1997), личность как субъект деструктивного поведения, субъект разрушения отношений, трудностей взаимодействия еще недостаточно изучена в отечественной социальной психологии, несмотря на огромный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.

Одним из направлений, сложившимся в результате усилий психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов, в котором представлены различные аспекты изучения личности как субъекта «неэффективной», разрушающей, деструктивной деятельности и общения, является социальная психология затрудненного общения. В ней рассматривается возникновение ситуаций затрудненного общения как объективное явление, обусловленное самим фактом формирования человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социокультурной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия, уровнями их функционирования. Рассматривая «затрудненное общение» как объективное явление, многие авторы (Аржакаева Т.А., 1995; Бодалев А.А., Ковалев Г.А., 1992; Куницина В.Н., 1985 и др.) указывают на субъективную природу трудностей общения, подчеркивая, что следствием этих «субъективных трудностей» является объективная картина затруднений: от легких сбоев и трений до конфликта между партнерами.

Однако, как считает Е.В. Цуканова (1985), до сих пор в науке не сложилось четкого представления о проблеме затрудненного общения. Как пишет автор, «понятие «затрудненное общение» может употребляться как для определения общения, характеризующегося незначительными сбоями, которые не останавливают коммуникативного процесса и преодолеваются самими участниками процесса общения, так и для определения общения, протекающего в форме крайне выраженной затрудненности, когда коммуникативный процесс жестко блокируется и расстраивается настолько, что дальнейшее общение невозможно».

Что же такое затрудненное общение, каковы причины его возникновения и какими особенностями характеризуется «субъект затрудненного общения»?

И.Э. Стрелков (1990) предлагает понимать под психологическими трудностями общения «нарушения контактов в ходе взаимодействия партнеров, возниконовение всякого рода препятствий развития отношений, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно и партнеры (или один из них) испытывает эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения».

По мнению Е.В. Цукановой (1985, С. 19), трудности общения - это «специфический социально-психологический феномен, проявляющийся и реальных ситуациях взаимодействия в форме непонимания людьми друг друга».

В.Н. Куницина (1995) рассматривает трудности общения в качестве субъективного феномена, представленного в сознании субъекта в виде эмоциональных переживаний дискомфорта, возникающих в ситуации взаимодействия как на межиндивидуальном уровне, так и на межгрупповом. Она пишет: «Трудности общения – явление субъективной природы, острые эмоциональные переживания субъекта в ходе общения в определенных ситуациях, сопровождающихся внутриличностным и нервно-психическим напряжением».

В своих исследованиях А.А. Бодалев и Г.А. Ко­валев (1990, С. 65) так описывают явление трудностей общения: «В процессе общения могут возникать объективные трудности, следствием которых оказывается пол­ное или частичное недостижение целей, неудов­летворение побуждающего мотива или неполуче­ние желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало».

Таким образом, затрудненное общение рассматривается в психологии в нескольких аспектах (В.А. Лабунская, 2001, С. 9):

В качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

Как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

Как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: