Динамика развития конфликта в стандартных ситуациях

Динамика конфликта – его развитие в несколько этапов, отличающихся один от другого по содержанию и очередности форм его протекания. Такие этапы в каждом конкретном конфликте имеют различную продолжительность, но последовательность их неизменна. Представить ее можно следующим образом:

1) этап предконфликтной ситуации характеризуется возникновением и развитием особых конфликтных отношений между субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта;

2) этап инцидента характеризуется осознанием конфликтной ситуации хотя бы одним из участников конфликта. Это формирует значительное эмоциональное переживание им этого факта. На втором этапе могут проявляться критические, недоброжелательные высказывания, ограничение контактов, резкое изменение настроений и пр.;

3) этап развития конфликта характеризуется переходом участников (одного или нескольких) к активным действиям, направленным на нанесение ущерба «противнику». Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Одновременно они могут не осознавать конечных целей конфликта, собственных интересов и до конца не понимать суть и предмет конфликта;

4) этап кульминации конфликта — своего рода верхняя точка развития; выражается пиковыми значениями и характером проявления. В кульминации конфликт достигает такого накала, что сторонам (хотя бы одной из них) становится очевидно — продолжать его больше невозможно. Кульминация приводит стороны к осознанию необходимости снизить активность противодействия и искать средства и пути разрешения конфликта в посреднических сферах. Кульминация — вариант острого конфликта. Часто конфликт не развивается до такой фазы и разрешается на предыдущей;

5) этап разрешения конфликта, т. е. завершения. Сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяют рационально решить вопрос о продолжении конфликта. Если цена резко возрастает, то выгоднее прекратить его. Это ведет к необходимости договариваться с другой стороной с целью поиска максимально лучших условий выхода из конфликта и его минимально низкой цены;

6) этап постконфликтной ситуации почти всегда не проходит незаметно. Поэтому возникает необходимость ликвидировать или закрепить деструктивные, негативные или, наоборот, позитивные, конструктивные последствия, изменения в организации, группе или личности. Такую ситуацию называют еще последействием конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: