Заключение. Проведенное исследование позволило автору сформулировать следующие основные выводы

Проведенное исследование позволило автору сформулировать следующие основные выводы.

1. Корпоративные отношения представляют собой совместное действие, поведение заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений), объединенных между собой совместными (корпоративными) целями и связями. Понятие "корпоративные отношения" не отражено в современном российском гражданском законодательстве и представляет собой условную экономическую и юридическую интерпретацию.

Основные признаки корпоративной организации (корпорации):

- количество участников корпорации должно быть более одного (единоличное лицо - гражданин не может являться объединением, он может являться учредителем юридического лица, но не объединением);

- объединение имущества (в денежной, товарной или в денежно-товарной форме) участников;

- наличие единой цели (общего интереса), во имя которой ее участники объединили (корпорировали) свои усилия для достижения общей выгоды для всех (участников);

Дополнительные признаки корпоративной организации (корпорации):

- бессрочность существования;

- имущество в той или иной форме обособлено от участников в целях объединения;

- общие дела отдельных участников по мере развития корпорации от простых форм к более сложным становятся делами корпорации;

- ограничение ответственности участников (общая ответственность участников по обязательствам корпорации переходит в ответственность корпорации);

- управление делами корпорации обособлено от личной воли его участника;

- наличие статуса юридического лица.

Основными критериями, позволяющими ввести классификацию корпоративных отношений на уровне отдельной организации и на уровне групп организаций, выступают: характер основной деятельности (коммерческий, некоммерческий), инициатива участия (добровольная, недобровольная), характер участия (полное участие, неполное участие), форма участия (с правом голоса, без права голоса в управлении хозяйственной деятельностью), вид корпоративного контроля (прямой, косвенный), национальная принадлежность состава участников, вид уставного капитала (акционерный, неакционерный), характер вхождения в состав участников (имущественные вклады, договора), степень зависимости от участников (менее 50% голосов, более 50% голосов), форма собственности (государственная, частная), отраслевая направленность (горизонтальная, вертикальная, сложная интеграция), организационные принципы интегрирования (классическая иерархия, инверсия, перекрестное участие, кооперация).

2. Главной отличительной особенностью зарубежного корпоративного законодательства по сравнению с российским является его высокая детализированность, выражающаяся в многочисленных описаниях различных аспектов создания и деятельности, сложившаяся в результате многочисленных судебных прецедентов. Корпоративного законодательства на уровне групп организаций в явном виде за рубежом практически не существует, и основные направления его развития находятся в рамках совершенствования, изменения и дополнения действующей системы корпоративного законодательства на уровне отдельно взятой организации. Среди наиболее острых проблем в настоящее время во всех моделях зарубежного корпоративного права можно выделить следующие:

- взаимоотношения между участниками корпоративных отношений и наемным персоналом - должностными лицами (главным образом высшего звена), проблема инсайдеров;

- проблема защиты интересов миноритарных участников - проблема аутсайдеров.

3. В настоящее время особенно острой является необходимость коренного реформирования российского корпоративного законодательства. Вместе с тем представляется целесообразным принять во внимание ряда факторов, прямо или косвенно влияющих на процесс становления российского гражданского права (и предпринимательского права): исторических, экономических, политических, географических и национальных факторов, вследствие которых в России не могли сформироваться предпосылки для развития стабильной (не реформируемой в основе) системы корпоративного законодательства. В целом российское корпоративное законодательство характеризовалось на протяжении всей истории государства и характеризуется в настоящее время своей нестабильностью, отсутствием детальной проработки ряда важнейших вопросов, некорректностью терминологии из-за большого числа понятий и определений иностранного происхождения, наличием большого числа правовых коллизий, отсутствием тесной взаимосвязи между материальным правом и судебной практикой.

4. К основным наиболее спорным вопросам правового регулирования организационных форм корпоративных отношений в предпринимательской деятельности в рамках одной организации в российском гражданском (корпоративном) законодательстве можно отнести:

- вопросы терминологического характера, связанные с уточнением и дополнительным разъяснений некоторых терминов и понятий, в частности понятия "золотая акция";

- вопросы более четкого определения качественного состава участников (в производственном кооперативе - участие юридических лиц), количественного состава участников (в полном товариществе и товариществе на вере);

- вопросы реорганизации ООО и АО;

- спорность применения норм налогового законодательства к организациям, образующимся в результате выделения, так как налоговым органам будет очень сложно доказать в суде, что выделения производились умышленно с целью неуплаты налогов;

- спорность в вопросах преобразования ОАО в ЗАО и наоборот, так как преобразование АО в АО разных типов не является преобразованием, поскольку не происходит смена организационно-правовой формы, но данное преобразование может быть существенным как для акционеров, так и для кредиторов - третьих лиц;

- вопросы законодательного регулирования создания и деятельности ОДО;

- вопросы, связанные с регулированием права доступа участников ООО и акционеров АО к бухгалтерской документации;

- вопросы совместимости понятия "крупная сделка" в Законе об ООО и Законе об АО;

- вопросы в отношении приведения в соответствие Закона об ООО и Закона об АО касательно деятельности совета директоров;

- коллизия права об акциях - Закон о рынке ценных бумаг допускает существование акций на предъявителя, а Закон об АО - нет, ГК РФ вообще не разделяет именные акции и акции на предъявителя;

- неясности с порядком применения дробных акций;

- неурегулированность имущественной ответственности депозитария - Закон о рынке ценных бумаг запрещает наложение взысканий на ценные бумаги, хранящиеся в депозитарии, ГК РФ - предусматривает;

- вопросы, связанные с необходимостью представления регистратору при купле-продаже акций передаточного распоряжения, - положение о ведении реестра обязывает предоставлять передаточное распоряжение, в то время как законы вообще этот вопрос не оговаривают;

- неурегулированность норм Закона об АО и Закона о защите прав и интересов инвесторов по вопросу предоставления права акционерам требовать выкупа обществом принадлежащих им акций вследствие принятия решения о закрытой подписке;

- сложность процедуры доказывания в суде акционером существенности обжалуемого решения общего собрания акционеров, если такое решение каким-либо образом ущемляет права данного акционера;

- урегулирование конфликтов между двумя группами участников с количеством голосов 50% и 50% соответственно - извечный неразрешимый конфликт;

- неурегулированность трудовых отношений в АО Законом об АО и ТК РФ в отношении совместительства в других организациях лиц, осуществляющих функции исполнительного органа управления АО, и в отношении возможности увольнения в любое время по решению общего собрания акционеров лиц, осуществляющих функции исполнительного органа управления АО;

- необходимость полной отмены Закона о народных предприятиях как законодательного акта, регулирующего частные случаи процесса создания и деятельности АО, которые можно было бы предусмотреть в общем Законе об АО, не принимая при этом отдельных специальных законов;

- наличие технической опечатки в п. 1 ст. 75 Закона об АО (вместо слов "...пунктом 2 статьи 79..." в п. 1. ст. 75 необходимо поставить слова "...пунктом 3 статьи 79...");

- вопросы общеправового регулирования производственных кооперативов, хозяйственных товариществ и ООО - применения к вышеназванным формам Кодекса корпоративного поведения, рекомендованного ФКЦБ России;

- вопросы терминологии, порядка начисления, выплаты, налогообложения, бухгалтерского и налогового учета дивидендов и расчета прибыли организации;

- наличие Закона об АО - народных предприятиях, подлежащего, по мнению автора, полной отмене из-за отсутствия существенной необходимости и целесообразности регулирования частных норм акционерного права, содержащихся в общем Законе об АО, отдельным специальным законодательным актом.

5. Действующее законодательство, регулирующее создание и деятельность групп организаций, нуждается в коренном реформировании и дальнейшем совершенствовании. Закон о ФПГ, ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности, Временное положение о холдингах являются практически нереализуемыми или труднореализуемыми, бесполезными и подлежащими отмене в силу ряда причин: противоречие общегражданскому, налоговому законодательству; отсутствие сопутствующего правового обеспечения в виде подзаконных актов Правительства РФ и Минфина России; отсутствие необходимости введения новой специальной правовой конструкции (холдинг, холдинговая компания, консолидированная группа, ФПГ). Правовое регулирование деятельности групп организаций можно улучшить путем внесения изменений и дополнений в ГК РФ и федеральные законы, определяющие процессы создания, деятельности и ликвидации коммерческих организаций. Понятия "холдинг", "холдинговая компания", "группа кредитных организаций", "ассоциированные предприятия" и "ФПГ" следует полностью исключить из корпоративного законодательства РФ как частные, производные категории, являющиеся понятиями иностранного происхождения, равнозначными по смыслу терминам: "основное и дочернее, зависимое общества, группа лиц". Реформирование корпоративного законодательства РФ целесообразно проводить прежде всего в отношении норм, регулирующих создание и деятельность простых товариществ, основных и дочерних, зависимых хозяйственных обществ. Также представляется целесообразным дополнительно уточнить и расширить понятия "дочернее, зависимое" применительно к хозяйственным товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям посредством введения понятий: "основная, дочерняя, зависимая организация". Вместе с тем в настоящее время является особенно актуальным и необходимым приведение в единое соответствие норм общегражданского, налогового, антимонопольного, финансового, банковского законодательства в общетерминологическом плане (особенно для достижения единообразия в трактовке понятий "группа лиц", "система участия) путем введения в общегражданское законодательство (прежде всего в ГК РФ) понятий "группа организаций" и "группа лиц", а также полного устранения из всех законодательных и подзаконных актов понятий "холдинг", "взаимозависимые лица" и "аффилированные лица".

6. Общая концепция правового регулирования организационных форм корпоративных отношений в предпринимательской деятельности в России на современном этапе должна включать в себя следующие основные элементы:

1) общие стратегические цели, сводящиеся к необходимости коренного реформирования действующего гражданского законодательства России в отношении процессов создания и деятельности корпоративных организационных форм;

2) основные задачи, детализирующие общие стратегические цели (внесение изменений в законодательные и подзаконные акты, формирование общедоступной электронной базы данных - мониторинга законодательства, разработка организационных мероприятий по совершенствованию механизмов взаимодействия государственных органов и всех субъектов российской экономики);

3) возможные пути решения основных задач (детальный анализ законодательства, формирование совместных комиссий, рабочих групп, совершенствование процедур разработки и принятия законопроектов, развитие системы мониторинга судебной практики, организационно-кадровые мероприятия судов высших инстанций в отношении нижестоящих судов);

4) субъекты, непосредственно участвующие в решении основных задач (все органы государственной власти, коммерческие, некоммерческие организации, физические лица);

5) организация финансирования концепции.

Список литературы *


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: