Этапы выработки рационального управленческого решения

1. Диагностика проблемы. предполагает сбор информации, всесторонний ана­лиз и оценку ситуации, и формулирование проблемы.

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. На этапе формулирование ограничений и критериев для принятия решения необходимо определить кри­терии оценки различных вариантов решения и огра­ничения реализации решений. Применяются различ­ные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них - наибо­лее предпочтительные для решения целей организа­ции. Чаще всего критерии оценки альтернатив реше­ний формулируются в виде параметров экономической эффективности. Наиболее разработаны критерии оценки решений для хорошо структурированных про­блем. С помощью экономико-математических мето­дов определяются лучшие решения по таким парамет­рам, как сроки окупаемости капиталовложений, при­рост доходов и прибыли, минимизация издержек и т.п.

3. Оценка альтернатив. Генерирование альтернативных вариантов решений может осуществляться как непосредственно, так и с помощью специальных экспертных процедур. При оценке вариантов используется коллективная экспертная оценка, которая обеспечивает большую обо­снованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. Присравнительной оценке альтернативных вари­антов могут использоваться специально разработан­ные оценочные системы. Результаты экспертиз по сравнительной оценке аль­тернативных вариантов решений поступают к лицу, которое будет принимать решение. Руководитель обладает правом окончательного вы­бора и несет ответственность за принятое решение (за свой выбор).

4. Реализация п ринятого решения. Для этого нужно выработать план действий: выбрать состав действий и определить последовательность их осуществления, наметить сроки и ресурсы, обеспечивающие осуществ­ление действий, исполнителей, которые будут эти дей­ствия осуществлять. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информа­цию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия. Важная задача руководителя на этом этапе - создать условия для реализации решения. При этом используются как методы прямого воздействия на подчиненных (приказ, распоряжение, администра­тивное давление и т.д.), так и меры материального сти­мулирования работников, воздействия путем авторите­та, убеждения и т.д. Все они направлены на то, чтобы активизировать деятельность людей и в конечном све­те - решить проблему, стоящую перед организацией.

5. Обратная связь. На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь — т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: