Объект посягательства по гл. 30

Сложный интегрированный объект – 3 элемента:

1) государственная власть (3 ветви – охрана отношений по реализации власти)

2) государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных органов власти, субъектов и их органов и др. (см. ФЗ)

Виды: государственная гражданская, военная и правоохранительная

3) служба в органах МСУ (131-ФЗ)

Видовой объект – отношения, которые регламентируют нормальную деятельность органов власти и управления (в т.ч. вооруженные силы) по осуществлению их функций в интересах общества и государства

Управленческие функции – предопределение своеобразия механизма совершения должностных преступлений: зачастую – субъект является носителем прав и обязанностей, действует внутри управленческих отношений

Действует ВНУТРИ – а преступления против порядка – посягательство ИЗВНЕ!

Как и в преступлениях против собственности: объект – видовой и непосредственный – совпадают – управленческие отношения.

Но: видовой – объем содержания понятия шире.

По конструкции должностные преступления (большинство) – материальный состав.

Есть понятие «должностные проступки» - для разграничения: указание на ущерб – конкретный вред, который причиняется должностными преступлениями.

Сложно: вычислить организационный вред!

Поэтому: есть и формальные составы (ст. 290 – получение взятки – нет реального вреда)

Последствия наступают в силу того, что лицо, используя предоставленное ему по закону полномочие, действует не из интересов службы, а из своих корыстных или иных личных интересов. Т. е. формально осуществляет свои законные полномочия, по факту – злоупотребление полномочиями.

Субъективная сторона – практически все – умысел (еще одно разграничение с должностным проступком). Одно исключение – должностная халатность (ст. 293)

Мотивационная составляющая: корыстные или иные личные побуждения (дополнительный элемент)

Субъект – должностное лицо (большинство составов); иначе – общий субъект

Должностное лицо – легальное толкование (применительно ТОЛЬКО к гл. 30):

прим. 1 ст. 285 – 2 критерия – статусный и функциональный – статус орган, где лицо занимает должность + функция, исполняемая этим лицом

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции (+ функции по специальному полномочию) в государственных органах, органах МСУ, государственных и муниципальных учреждениях ( нет упоминания о ГУПах и МУПах – это КЮЛы – глава 23 ), государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

ПВС от 16.10.2009 – разъяснение функций

Представитель власти – прим. ст. 318

2 характерные черты: наличие публичных функций (отдавать распоряжения, обязательные к исполнению, т.е. имеющие юридические последствия; исполнение обеспечивается принудительной силой государства) + распоряжения: в адрес лиц, не находящихся в служебной зависимости

Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости

ПВС от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Организационно-распорядительные функции («руководство людьми») – пункт 4 ПВС

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: