Исходные данные примера №1, но удельный вес изделий с рентабельностью, выше средней в прошлом году составил 0,2, а в текущем = 0,25. Показатель средней рентабельности = 12%, повышенной рентабельности – 15%.
Увеличение прибыли=(1500*0,25–1200*0,2)*(0,15–0,12)=4,05 тыс.руб.
Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель результативности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия.
Эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Эта система включает в себя пять групп показателей:
1. Рентабельность продукции,
2. Продаж,
3. Активов,
4. Собственного капитала
|
|
5. Прочие показатели.
Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами.
a. Рентабельность единицы продукции (Rпрод) определяется как отношение прибыли (Pr) к себестоимости (TC). Rпрод. = Pr / TC. Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции.
b. расчет рентабельности с учетом доходности на вложенный капитал.
Rвложенный капитал = (Вложенный в данное производство капитал х Уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом): (Себестоимость единицы продукции х Объем реализации в натуральном выражении),
Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:
ROS = прибыль от реализации / выручка от реализации,
Рост этого показателя может отражать:
· рост цен на продукцию при постоянных затратах
· увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции.
Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции.
Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: снижать себестоимость или увеличивать объем производства.
Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.
Третья группа показателей рентабельности (ROA, ROI) – рентабельность активов или инвестиций:
ROA = прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая)/ средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период,
|
|
Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.
Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.
ROE = ЧП/ ПIII,
где:
ROE – рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);
ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.
Этот показатель демонстрирует эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, а кроме того, он показывает степень риска предприятия, отражающую рост ROE.
К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели. Это прежде всего показатели рентабельности акций.
Прибыль на 1 акцию:
EPS = ЧПА /КА,
где:
ЧПА – чистая прибыль, предназначенная акционерам;
КА – среднее число обращающихся за год акций.
Отношение рыночной цены акции к доходу на нее составит:
Р /E = РЦА /EPS,
где:
РЦА – рыночная цена акции.
Показатель выплаты дивидендов равен:
PR = ДВ / ЧП,
где:
ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.