Появившись в незапамятные времена, одежда изменялась вмете с развитием человечества, претерпевая различные изменения своем внешнем виде. Одежда то покрывала тело человека мягкими складками, скрывая очертания фигуры, то плотно облегала тело, выявляя все его особенности. Часто она деформировала фигуру, зрительно расширяя или сужая, удлиняя или укорачивая различные участки тела человека. Внешний вид одежды характеризуется формой и силуэтом. Форма одежды может быть мягкой, округлой или резкой, угловаой (рис. 1.1). Она бывает большого или малого объема (рис. 1.2). Объемность формы зависит от степени прилегания одежды к телу.
Рис. 1.1. Мягкая и острая формы Рис. 1.2. Одежда малого и боль- одежды шого объемов |
Формы больших объемов имеют мало точек соприкосновения с телом. При малом объеме одежда плотно прибегает к телу. Форма одежды либо подчеркивает фигуру человека, либо скрадывает ее. Форма современной одежды соответствует естественным пропор циям тела человека. Внутри формы одежды выделяют такие элементы, как стан, рукава, воротник. Стан может состоять из лифа и юбки (брюк), разделенных на уровне талии.
|
|
Линии, очерчивающие границу одежды, называют силуэтными линиями. Это линии плеч, груди, талии, низа, боковые линии изделия. Силуэтные линии образуют силуэт одежды. Силуэтом называют стилизованное плоскостное изображение объемной формы одежды. В практике сложилось четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, прилегающий и трапециевидный. Прямой силуэт (рис. 1.3, а) характеризуется одинаковой шириной изделия на линиях плеча, груди, талии, бедер и низа. Одежда этого силуэта как бы вписывается в прямоугольник. Полуприлегающий силуэт (рис. 1.3, б) имеет небольшой объем по линии груди, незначительное прилегание по линиям талии и бедер, умеренное расширение по низу изделия. В прилегающем силуэте (рис. 1.3, в) прилегание одежды по груди и талии значительно, линия талии подчеркнута, низ изделия расширен. Трапециевидный силуэт (рис. 1.3, г) имеет малый объем в верхней части одежды, т.е. плотное прилегание по линии груди, и очень сильное расширение по низу.
Внешний вид одежды значительно изменяется с изменением ее длины. Длинное полностью закрывающее ноги платье делает фигуру более стройной. Как только одежда, становясь короче, открывает ноги, возникает проблема поиска гармоничного соотношения длины и объемной формы изделия с учетом роста фигуры и длины открытой части ног. Самое незначительное изменение длины изделия в сочетании с изменением высоты каблука совершенно меняет впечатление от одежды даже в случае, когда ее форма остается прежней. Длина является наиболее изменчивым элементом внешнего облика костюма. Изделие может
|
|
быть удлиненным, укороченным или нормальной длины. В последнем случае подразумевают длину изделия до уровня коленей.
Поверхность одежды расчленяется конструктивными линиями на отдельные детали. Многолетней практикой выработано наиболее оптимальное членение поверхности изделия на следующие основные детали: спинка, полочка (перед), рукава, воротник, переднее полотнище юбки, заднее полотнище юбки, переднюю половинку брюк, заднюю половинку брюк. Эти составные детали одежды остаются более или менее постоянными, так как в наибольшей степени соответствуют строению тела человека и изменениям его размеров и формы при движении. Предназначенная для симметричной фигуры человека, одежда состоит из двух симметричных половин. Основные детали в одежде соединены между собой швами. Именно поэтому конструктивные линии в подавляющем большинстве случаев совпадают со швами одежды.
Месторасположение конструктивных линий на поверхности одежды влияет на конфигурацию основных деталей и на покрой одежды. Под покроем понимают внешний вид, придаваемый одежде конструктивными линиями: линией втачивания рукава и линиями вертикального или горизонтального членения полочки и спинки. В зависимости от вида линии втачивания рукава различают следующие покрои одежды: с втачным рукавом, рукавом реглан, цельнокроеным рукавом.
Покрой с втачным рукавом (рис. 1.4, а) характеризуется тем, что линия втачивания рукава в пройму лифа по своим очертаниям соответствует сечению руки в месте ее сочленения с туловищем. Рукав соединяется с проймой по замкнутому контуру. Предварительно детали лифа — полочка и спинка — должны быть соединены между собой.
Рис. 1.4. Покрои рукавов
Покрой реглан (рис. 1.4, б) характерен тем, что линия втачивания рукава проходит от горловины спинки до горловины полочки. При этом плечевая часть изделия составляет одно целое с рукавом. В изделии с цельнокроеным рукавом (рис. 1.4, в) линия втачивания рукава отсутствует: полочка выкраивается как одно целое с передней частью рукава, спинка — с задней частью рукава.
Различные сочетания линий втачивания рукава на полочке и спинке дают различные варианты комбинированного покроя. Так, при цельнокроеном рукаве спинки полочка может быть с втачной отрезной передней частью рукава или с рукавом реглан; при втачном рукаве на спинке полочка может иметь рукав реглан (рис. 1.4, г).
Рис. 1.5. Покрои одежды с вертикальным членением: а — с рельефами из линии проймы бедер; б — с рельефами из плечевой линиии; в — со швом по середине талии |
Конструктивные линии вертикального членения полочки и спинки позволяют получить такие покрои изделия, как покрой с боковыми швами, покрой с рельефами, покрой со средним швом спинки (рис. 1.5).
Такие покрои, как покрой изделия с кокетками на основных деталях, покрой изделия, отрезного по линии талии или бедер, получают при использовании конструктивных Рис 1 7 Покрои одежды с линий горизонтального членения по-комбинированным членением полочки и спинки (рис. 1.6). Сочетание вертикальных и горизонтальных конструктивных линий позволяет получать комбинированные покрои изделий (рис. 1.7).
Рис. 1.6. Покрои одежды с горизонтальным членением: а — отрезной по линии бедер; б — с кокеткой; в — отрезной по линии талии |