double arrow

Внешний вид одежды, ее покрой


Появившись в незапамятные времена, одежда изменялась вмете с развитием человечества, претерпевая различные изменения своем внешнем виде. Одежда то покрывала тело человека мягкими складками, скрывая очертания фигуры, то плотно облегала тело, выявляя все его особенности. Часто она деформировала фигуру, зрительно расширяя или сужая, удлиняя или укорачивая различные участки тела человека. Внешний вид одежды характеризуется формой и силуэтом. Форма одежды может быть мягкой, округлой или резкой, угловаой (рис. 1.1). Она бывает большого или малого объема (рис. 1.2). Объемность формы зависит от степени прилегания одежды к телу.

Рис. 1.1. Мягкая и острая формы Рис. 1.2. Одежда малого и боль- одежды шого объемов

Формы больших объемов имеют мало точек соприкосновения с телом. При малом объеме одежда плотно прибегает к телу. Форма одежды либо подчеркивает фигуру человека, либо скрадывает ее. Форма современной одежды соответствует естественным пропор циям тела человека. Внутри формы одежды выделяют такие эле­менты, как стан, рукава, воротник. Стан может состоять из лифа и юбки (брюк), разделенных на уровне талии.




Линии, очерчивающие границу одежды, называют силуэтны­ми линиями. Это линии плеч, груди, талии, низа, боковые линии изделия. Силуэтные линии образуют силуэт одежды. Силуэтом на­зывают стилизованное плоскостное изображение объемной фор­мы одежды. В практике сложилось четыре силуэта: прямой, полу­прилегающий, прилегающий и трапециевидный. Прямой силуэт (рис. 1.3, а) характеризуется одинаковой шириной изделия на ли­ниях плеча, груди, талии, бедер и низа. Одежда этого силуэта как бы вписывается в прямоугольник. Полуприлегающий силуэт (рис. 1.3, б) имеет небольшой объем по линии груди, незначи­тельное прилегание по линиям талии и бедер, умеренное расши­рение по низу изделия. В прилегающем силуэте (рис. 1.3, в) приле­гание одежды по груди и талии значительно, линия талии под­черкнута, низ изделия расширен. Трапециевидный силуэт (рис. 1.3, г) имеет малый объем в верхней части одежды, т.е. плотное прилега­ние по линии груди, и очень сильное расширение по низу.

Внешний вид одежды значительно изменяется с изменением ее длины. Длинное полностью закрывающее ноги платье делает фигуру более стройной. Как только одежда, становясь короче, открывает ноги, возникает проблема поиска гармоничного со­отношения длины и объемной формы изделия с учетом роста фигуры и длины открытой части ног. Самое незначительное из­менение длины изделия в сочетании с изменением высоты каб­лука совершенно меняет впечатление от одежды даже в случае, когда ее форма остается прежней. Длина является наиболее из­менчивым элементом внешнего облика костюма. Изделие может



быть удлиненным, укороченным или нормальной длины. В пос­леднем случае подразумевают длину изделия до уровня коленей.

Поверхность одежды расчленяется конструктивными линиями на отдельные детали. Многолетней практикой выработано наибо­лее оптимальное членение поверхности изделия на следующие основные детали: спинка, полочка (перед), рукава, воротник, пе­реднее полотнище юбки, заднее полотнище юбки, переднюю половинку брюк, заднюю половинку брюк. Эти составные детали одежды остаются более или менее постоянными, так как в наи­большей степени соответствуют строению тела человека и изме­нениям его размеров и формы при движении. Предназначенная для симметричной фигуры человека, одежда состоит из двух сим­метричных половин. Основные детали в одежде соединены между собой швами. Именно поэтому конструктивные линии в подавля­ющем большинстве случаев совпадают со швами одежды.

Месторасположение конструктивных линий на поверхности одежды влияет на конфигурацию основных деталей и на покрой одежды. Под покроем понимают внешний вид, придаваемый одеж­де конструктивными линиями: линией втачивания рукава и ли­ниями вертикального или горизонтального членения полочки и спинки. В зависимости от вида линии втачивания рукава различа­ют следующие покрои одежды: с втачным рукавом, рукавом рег­лан, цельнокроеным рукавом.

Покрой с втачным рукавом (рис. 1.4, а) характеризуется тем, что линия втачивания рукава в пройму лифа по своим очертани­ям соответствует сечению руки в месте ее сочленения с тулови­щем. Рукав соединяется с проймой по замкнутому контуру. Пред­варительно детали лифа — полочка и спинка — должны быть со­единены между собой.



Рис. 1.4. Покрои рукавов

Покрой реглан (рис. 1.4, б) характерен тем, что линия втачива­ния рукава проходит от горловины спинки до горловины полочки. При этом плечевая часть изделия составляет одно целое с рукавом. В изделии с цельнокроеным рукавом (рис. 1.4, в) линия втачива­ния рукава отсутствует: полочка выкраивается как одно целое с передней частью рукава, спинка — с задней частью рукава.

Различные сочетания линий втачивания рукава на полочке и спинке дают различные варианты комбинированного покроя. Так, при цельнокроеном рукаве спинки полочка может быть с втач­ной отрезной передней частью рукава или с рукавом реглан; при втачном рукаве на спинке полочка может иметь рукав реглан (рис. 1.4, г).

  Рис. 1.5. Покрои одежды с вертикальным членением: а — с рельефами из линии проймы бедер; б — с рельефами из плечевой линиии; в — со швом по середине талии

Конструктивные линии верти­кального членения полочки и спин­ки позволяют получить такие по­крои изделия, как покрой с боко­выми швами, покрой с рельефами, покрой со средним швом спинки (рис. 1.5).

Такие покрои, как покрой изде­лия с кокетками на основных дета­лях, покрой изделия, отрезного по линии талии или бедер, получают при использовании конструктивных Рис 1 7 Покрои одежды с линий горизонтального членения по-комбинированным членением полочки и спинки (рис. 1.6). Сочетание вертикальных и горизонтальных конструктивных ли­ний позволяет получать комбинированные покрои изделий (рис. 1.7).

Рис. 1.6. Покрои одежды с горизонтальным членением: а — отрезной по линии бедер; б — с кокеткой; в — отрезной по линии талии






Сейчас читают про: