№ п/п
| Тема (по ГОСО)
| Содержание темы (по типовой программе)
|
Модуль 1
|
| Социология как наука
| Предмет, цели и задачи курса. Причины и условия возникновения социологии как гуманитарной дисциплины. Структура социологического знания. Особенности социологического мышления. Основные социологические методы.
|
| Этапы формирования и развития теоретической социологии
| Классическая социология. Основные социологические парадигмы: социального факта (Э. Дюркгейм), социального поведения (М. Вебер), социального детерминизма (К. Маркс). Особенности отечественной социологии. Развитие казахской социальной мысли. Основные концепции современной социологии.
|
| Общество, социальные институты и взаимодействия
| Сущность общества и условия его стабильного развития. Теории происхождения общества. Структура общества, его подсистемы. Основные модели развития общества. Основные противоречия общества и способы их разрешения. Понятие социальный институт. Институционализация. Типы социальных институтов. Функции институтов.
|
| Социальная структура и социальная стратификация общества
| Социальная структура. Основные элементы социальной структуры. Понятие неравенства и стратификации. Структурно-функциональная и конфликтная теория происхождения неравенства. Исторические типы стратификации. Типы стратификационных систем. Классовый тип стратификации. Классовая структура развитого и переходного обществ.
|
| Личность в системе социального взаимодействия (социализация личности)
| Личность и социализация
Социологический подход к изучению личности. Понятие социального статуса: прирожденный, достигнутый, личный, главный. Концепция социальной роли. Характеристики описания роли. Ролевой набор. Процесс социализации. Этапы и формы социализации. Особенности и проявления социализации.
|
| Социальное поведение
| Понятие социального поведения. Социальные нормы и ценности как регуляторы социального поведения. Социальный контроль и его функции. Механизмы и структура социального контроля. Типы социального поведения. Сущность девиантного поведения. Теории девиатного поведения. Делинквентное и девиантное поведение. Понятие санкций.
|
| Теории среднего уровня (общая характеристика)
| Соотношение теоретической и эмпирической социологии. Особенности становления эмпирической социологии. Основные школы эмпирической социологии.
|
Модуль 2
|
| Экономическая социология
| Экономическая социология как наука. Общее и особенное в социологическом изучении общества. Социальное содержание экономической деятельности. Предмет, объект и задачи экономической социологии. Система регуляции СМЭП.
|
| Политическая социология
| Власть как социальный феномен. Гражданское общество и политический институт. Политический процесс. Политическое сознание и политическая культура социальных субъектов. Этапы и модели политической социализации
|
| Социология семьи
| Исторические типы семьи. Исторические типы моногамной семьи. Функции семьи. Основные типы современной семьи
|
| Социология культуры
| Понятие культуры. Культурные универсалии. Основные элементы культуры
|
| Социология молодежи
| Молодежь как социальная общность. Молодежь в социальной культуре. Ценностные ориентации современной молодежи
|
| Прикладное социологическое исследование
| Организация и программа прикладного социологического исследования. Программа ПСИ
Цель и задачи исследования.
Гипотезы исследования.
Интерпретация основных понятий
|
14-15
| Методология и методы социологического исследования
| Подготовка социологического исследования. Сбор социологической информации. Анализ результатов социологического исследования.
|