double arrow

Изменение религиозной политики. Открытие Оренбургского магометанского духовного собрания


Укрепление позиций дворянства. Крестьянская война пошатнула военно-феодальный режим. Чтобы не допустить повторения «пугачевщины», царизм стал спешно принимать меры по укреплению позиций дворянства как в центре, так, в особенности, и на окраинах.

В Оренбургском крае увеличивается раздача казенных земель в виде «всемилостивейших пожалований» офицерам, чиновникам, казачьим старшинам, участвовавшим в подавлении Крестьянской войны. В 1798 г. в губернии началось генеральное межевание земель. Оно закрепило за помещиками все их земли, включая и самовольно захваченные у башкир и казны.

Правительство поощряло дворянско-помещичью колонизацию края. В последней четверти XVIII в. усилилось переселение помещиков и их крестьян в губернию, особенно в Бузулукский и Бугурусланский уезды. Здесь образовался район самого большого в крае скопления помещичьих имений. За последнюю четверть XVIII в. в Оренбургской губернии образовалось 150 новых дворянских имений. Общая численность помещиков в губернии к началу XIX в. составляла 546, а крепостных крестьян — 68 тыс. человек.

Политика по отношению к казачеству и нерусским народам. Задачам искоренения «крамолы», «умиротворения» была подчинена и политика царского правительства по отношению к казачеству и нерусским народностям Оренбургского края. Чтобы вытравить из сознания народа память о событиях грозной «пугачевщины», правительство указом от 15 января 1775 г. р. Яик переименовало в Урал, а Яицкое казачье войско — в Уральское. Было строжайше запрещено упоминать даже имя Пугачева.




Стремясь подчинить казачество своим интересам, превратить его из зачинщика народных движений в карательную силу, царизм, опираясь на казачью атаманско-старшинскую верхушку, делает некоторые уступки казачьему управлению и вместе с тем постепенно реформирует казачество на армейский лад. Казачьим верхам предоставляются офицерские чины и дворянство, право владеть крепостными людьми.

Царское правительство способствовало проникновению крепостничества среди нерусских народностей края. Указом 22 февраля 1784 г. было закреплено одворянивание местной национальной феодальной верхушки. Татарским и башкирским князьям и мурзам разрешено воспользоваться «вольностями», выгодами и преимуществами российского дворянства, включая и право владеть крепостными, правда, только мусульманского вероисповедания. Самыми крупными из мусульманских помещиков были Тевкелевы, наследники известного переводчика и дипломата, впоследствии генерала Тевкелева. В их владении было более тысячи крепостных татар и башкир.

Однако, опасаясь новых народных выступлений, царизм не решился полностью закрепостить нерусское население края. Башкиры и мишари были оставлены на положении военно-служилого населения. В 1798 г. было введено кантонное управление в Башкирии. В образованных 24 областях-кантонах управление осуществлялось на военный лад.



Административные преобразования. Крестьянская война 1773–1775 гг. показала слабость административного управления на окраинах. Царизм в спешном порядке преобразовал его. В 1775 г. последовала реформа, по которой осуществлялось разукрупнение губерний: вместо 20 стало 50. Вся власть в губернских и уездных учреждениях находилась в руках местного дворянства.

В 1788 г. Екатерина II создала единственный орган, объединявший всех мусульман Внутренней России и Сибири, – Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). 22 сентября 1788 г. был принят именной указ императрицы «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона, и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими».

Духовному собранию были поручены следующие вопросы: «Давать мусульманам подчиненного им округа фетвы о верности или ошибочности деяний в религиозных или духовных делах; принятие экзаменов у лиц, назначаемых на должности выполняющих обязанности по шариату ахунов, мухтасибов, мударрисов, хатыбов, имамов и муэдзинов в вопросах науки, практики и морали; выдача разрешений на строительство и ремонт мечетей; раздел имущества мусульман по шариату».



Таким образом, кроме чисто богослужебной сферы, мусульмане обладали особыми правами в области брачного и семейного права, то есть никаха (брака), талака (развода) и мираса (раздела имущества). Статус Духовного собрания не предусматривал централизованной системы образования или подготовки к сдаче экзаменов на духовный чин. Лица, сдавшие экзамен, получали указ и поэтому назывались указными муллами. Само Духовное собрание подчинялось Министерству внутренних дел. До 1874 г. МВД контролировало и мусульманские школы, имевшие статус частных учебных заведений. Их открытие проводилось фактически в уведомительном порядке. Первые правила, регулирующие их деятельность, были изданы только в 1870 г., и система открытия конфессиональных школ перешла к разрешительному порядку. С 1874 г. эти школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения, что привело фактически к двойному подчинению имамов, являвшихся, как правило, и мударрисами.

В целом первая половина XIX века упрочила позиции официального духовенства и буржуазии, ориентировавшейся на сотрудничество с государством. Первый муфтий ОМДС М. Хусаин (1788–1824 гг.) проводил политику, направленную на подчинение духовенства как ему лично, так и государству. Бухарская традиция, опиравшаяся на подчинение религии государству, отвечала этим целям.

Слабость организационных структур ОМДС создавала возможности для реформирования, не сравнимые с ситуацией в мусульманских государствах и особенно в Бухаре. Именно дуализм реальной власти, когда духовенство с финансовой стороны зависело от буржуазии, превратил вопрос образовательной реформы в дело доброй воли самой буржуазии. В период жесткой ориентации буржуазии на рынки среднеазиатских государств отход от бухарской догматики был невозможным. Но и в эту эпоху существовало понимание необходимости расширения компетенции ОМДС. В глазах миссионеров именно Ислам в лице мусульманского духовенства был основным орудием отатаривания и превращения оседлого и кочевнического нерусского населения Поволжья, Южного Урала, Степей и Сибири в мусульман.







Сейчас читают про: