Заключение. В отличие от Италии, Возрождение пришло во Францию, Германию и Нидерланды позднее

В отличие от Италии, Возрождение пришло во Францию, Германию и Нидерланды позднее. Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV–XVI в., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени.

В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Очень ярко в них выразилась и идея Божественной гармонии; религиозность заметна даже в самых мелких деталях полотен французских, немецких и голландских мастеров: кажется, что они обожествляют каждый листочек на дереве и каждую травинку на земле. Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения — натурализм.

Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками. Это свойственно произведениям И.Босха, Я. ван Эйка и Питера Брейгеля Старшего, стремившихся соединить готические натурализм и экспрессивность с идеализацией классицизма. В произведениях многих художников натурализм порой приобретал грубые и даже отталкивающие формы. Другая особенность искусства этого периода — экспрессивность.

Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированны. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. Мистицизм и отстраненность, присущие живописи мастеров Северной Европы, сочетаются с элементами конкретики: художники облачают персонажей в современную одежду, тщательно выписывая ее детали.

Основоположниками Северного Возрождения по праву считаются нидерландские живописцы братья Ян ван Эйк и Хуберт ван Эйк, Хиеронимус Босх и Питер Брейгель Старший, работавшие в XV в.

Возраст Северного Ренессанса был недолгим, Тридцатилетняя война (1618-1648) надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как разительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, принимают участие в общей борьбе, путешествуют, пишут портреты друг друга, взаимно вдохновляющиеся передовыми идеями…

Список литературы.

Книги:

1. Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. — М., 1939.

2. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

3. Гармаш К.С. Живопись северного ренессанса. М., 1965.

4. Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. — М., 1983.

5. Гладич П.П. История искусств. Северное Возрождение. Издательство Эксмо 2009.

6. Даниэль С. Нидерландская живопись. Аврора. 2001.

7. Левицкий А.С. Живопись Нидерландов. М., 1995.

8. Скляров К.В. Нидерланды. Издательство Эксмо. 2000.

9. Степанов А.В. Искусство эпохи возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. Новая история искусств. Издательство Азбука-классика. 2009.

10. Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.

Интернет-ресурсы:

1. https://smallbay.ru/renessnord.html

2. https://banauka.ru/5595.html

3. https://www.bestreferat.ru/referat-195660.html

Приложение

Братья Ян и Хуберт ван Эйк
Гентский Алтарь, полиптих, 1425-1432
Кафедральный собор святого Бавона, Гент

Ян ван Эйк

“Тимофей”
1420

Ян ван Эйк

“Портрет мужчины в тюрбане”, 1433

Ян ван Эйк

Мадонна канцлера Ролена
1435, Музей Лувр,
Париж

Ян ван Эйк

Мадонна каноника ван дер Пале
1436, Художественная галерея,
Брюгге

И. Босх

Искушение святого Антония, центральная часть

Национальный музей древнего искусства, Лиссабон, Португалия

И. Босх

Сад наслаждений
Центральная часть

И. Босх

Поклонение Волхвов

алтарь, 1510

И. Босх

Корабль дураков, 1490 гг

Часть триптиха

Лувр, Париж, Франция

Питер Брейгель

“Битва Масленицы и Поста”, 1559,

Музей истории искусств, Вена.

Питер Брейгель

“Крестьянская свадьба”, 1568

Музей истории искусств, Вена

Питер Брейгель

“Крестьянский танец”, 1568

Музей истории искусств, Вена

Питер Брейгель

“Безумная Грета”, 1562,

Музей Майер ван дер Берг, Антверпен

Питер Брейгель
“Слепые”, 1568
Национальная галерея, Неаполь

Питер Брейгель

“Возвращение стада”, 1565

Музей истории искусств, Вена

Питер Брейгель

“Сумрачный день”, 1565,

Музей истории искусств, Вена

Питер Брейгель

“Охотники на снегу”, 1565,

Музей истории искусств, Вена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: