double arrow

Смирение


Смирение — это свобода от гордости или высокомерия. Смиренный человек осознает свои добродетели, таланты и пре­имущества, но понимает также свои слабости, ошибки и огра­ничения. Он не превозносится, но и не уничижает себя. Он оце­нивает себя правильно.

Когда вы смиренны, вы не думаете, что вы лучше, умнее или удачливее, чем другие люди. Вы можете быть лучше в одном, но хуже в другом. И хотя у вас могут быть способности, таланты и достижения, которыми вы честно можете гордиться, вы пока не тот, каким можете или должны быть. Каждому человеку всегда есть чему поучиться или что исправить в себе.

Наш Спаситель показал нам совершенный пример смирения. Он был избранным и безгрешным Сыном Божьим и преодолел все искушения, но жил среди людей и ел с грешниками. Его уче­ники поклонялись Ему, но Он не превозносился над ними, не Демонстрировал Свое превосходство. Более того, в великом сми-Рении Он преклонился перед ними, омыл им ноги и вытер их полотенцем, которым был препоясан. Этим жестом Он показал, что на самом деле означает смирение.

Смирение также можно понять через сравнение с высокоме­рием или гордыней. Высокомерие — это необоснованное чувс­тво превосходства и неспособность видеть собственные слабости и ограничения. Этот недостаток можно увидеть в следующих об­ластях жизни:




1. Мирские богатства. Люди, обладающие большим имуще­
ством и деньгами, часто испытывают от этого гордость. Жен­
щины, прекрасно и изысканно одевающиеся, имеющие дорогие
машины и живущие в роскоши, склонны чувствовать себя выше
других женщин, у которых всего этого нет. Некоторые богатые
находят удовольствие в демонстрации своих сокровищ перед не­
имущими. Они испытывают дьявольское удовольствие, унижая
других и тем самым возвышая себя в собственных глазах. Про­
славление себя в материальных богатствах, которые обречены
на тлен, — это высокомерие, которое указывает на серьезный
нравственный и духовный недостаток.

2. Знание. Еще одним источником гордости могут быть зна­
ния специалистов с высшим образованием, людей, владеющим
какими-либо умениями и навыками, способностями, достигших
чего-нибудь или обладающих природными дарами и талантами.
Осознание этих даров или достижений само по себе неплохо, но
чувство превосходства, возникающее в результате этого, плохо,
и указывает на отсутствие смирения.

Люди умные и хорошо образованные редко гордятся сво­ими знаниями и не превозносят себя. Как правило, они доста­точно скромны. Они понимают, что хотя и обладают знаниями, но существуют другие сферы знаний, в которых они несведущи или которые пока не открыты человечеству. Они стоят между прошлым и будущим. Они понимают величие ушедших лю­дей и вклад тех, кто появится в будущем. Знание в будущем преуменьшит современные достижения. Так что люди, обла­дающие знаниями, живут с осознанием своего вклада и собст­венных ограничений. Другие люди обладают в некоторых об­ластях большими познаниями, чем они. Их знания, какими бы обширными они ни были, ограничены какой-то одной конк­ретной сферой.



3. Праведность. Женщины склонны проявлять высокомерие, гордясь своей праведностью. Например, они проявляют усер­дие в том, чтобы жить чистой, полезной жизнью, руководству­ясь высокими стандартами, преодолевая собственные слабости. Когда вы сравниваете себя с другими людьми, которые, как вам кажется, не стараются жить святой жизнью, у вас возникает ис­кушение почувствовать свое превосходство. Довольно трудно в такой ситуации проявить смирение.

Чтобы преодолеть подобные тенденции, напоминайте себе, что вы не можете судить о достоинствах других людей или своих собственных. Другие люди могут показаться вам слабыми или безответственными, но они могут быть достойными людьми. У них могут быть скрытые качества, которые не видны на по­верхности или еще не были испытаны на практике. Подумайте об их прошлом. Может быть, они не видели в лице родителей достойный пример для подражания или не получили правиль­ного воспитания. Если бы у них были такие же возможности, как у вас, может быть, они стали бы лучше вас.

Бог категорически осуждает гордость. Мы читаем в Притчах (6:16-19): «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проли­вающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». Интересно отметить, что Бог называет гордость мерзостью наряду с ложью, злыми замыслами и даже убийством.



Знаете ли вы, что смирение может исцелить склонность к осуждению и критический настрой? Когда вы смиряетесь перед Богом, когда вы осознаете свою человеческую слабость и несо­вершенство, вы уже не испытываете желания критиковать дру­гих людей и постоянно напоминаете себе, что хотя их недостат­ки могут быть достаточно серьезными, они превосходят вас в каких-то других аспектах жизни. Мы намного больше похожи Друг на друга, чем нам может показаться. Истинное смирение характеризуется терпением, прощением, принятием и благодар­ностью. С такими качествами уже невозможно критически отно­ситься к другим людям.

Истинное смирение — один из самых важных элементов до­стойного характера. Все истинно великие люди были смирен­ными и скромными личностями, несмотря на свое положение или выдающиеся дары. Они видели себя в истинном свете, при­знавали свое величие и в то же время осознавали свои слабости и ограничения. Никто не может быть настолько великим или благим, чтобы не иметь нужды в смирении.

5. Ответственность

Ответственность означает принятие на себя обязательств с готовностью держать отчет за проделанную работу. Например, если вы собираетесь работать секретарем, вам будет дана опре­деленная работа и, предположительно, вы возьмете на себя от­ветственность за ее выполнение. Кроме того, предполагается, что вы выполните эту работу хорошо и вовремя. Человек либо обладает чувством ответственности, либо нет. Это добродетель­ная черта его характера, один из его нравственных принципов.

Примените это качество к идеальной жене и домохозяйке. Она берет на себя ответственность за ведение домашнего хо­зяйства, то есть приготовление пищи, покупки, уборку, стирку и воспитание детей. Она, как многие женщины, может получать удовольствие от домашней работы. А что если ей эта работа не нравится? Станет ли она оправдывать нежелание исполнить свой долг или найдет человека, который будет выполнять эту работу вместо нее, чтобы она могла заниматься тем, что ей нравится? Дело не в том, нравится ей эта работа или нет. Она берется за нее с чувством ответственности, понимая, что ее нужно выполнить и что это ее святая обязанность. Не важно, насколько неприятен или утомителен для нее этот труд, но ей нужно закатать рукава и приняться за работу без слова жалобы.

Кто более ответствен за благополучие ребенка, как не мать? Если вы нанимаете для него няню или отдаете в ясли, наемные работники не возьмут на себя ответственность за воспитание вашего ребенка, не станут учить его манерам, формировать ха­рактер или вкладывать в него веру в Бога. Это входит в сферу ответственности матери.

Но кто несет больше ответственности за чистый, уютный дом, как не жена? Она может попросить помочь ей в этом де­тей или других людей, но ответственность за чистоту и порядок лежит на ней. Неспособность справиться с этой задачей указы­вает на слабость ее характера. Нежелание выполнять эту работу является серьезным нарушением ее долга. Единственным исклю­чением можно считать случаи, когда женщина серьезно больна или психически неуравновешенна. Только тогда следует пред­принять какие-либо меры.

Это острое чувство ответственности должно распростра­няться, помимо дома, и на общество, школу или церковь. Когда вы принимаетесь за работу в какой-то организации, возьмите на себя ответственность за ее исполнение.







Сейчас читают про: