Задания к занятию. Задание 1. Подготовить сообщение о личностных особенностях человека: пол, возраст, культурный уровень

Задание 1. Подготовить сообщение о личностных особенностях человека: пол, возраст, культурный уровень, характер, темперамент.

Задание 2. Подготовить сообщение«Психологическая структура личности: ее основные элементы».

Задание 3. Подготовить доклад о влиянии социальных и психологических факторов на формирование личности.

Задание 4. Подготовить доклад «Особенности общения с пожилым человеком, с ребенком, с психически нездоровым и эмоционально неуравновешенным человеком».

Задание 5. Подготовить доклад «Особенности общения с преступником (наличие преступного жаргона; татуировки, как специфическое средство общения и т.д.)».

Задание 6. Идентификация психических состояний людей.

Упражнение 1. Составление психологического портрета собеседника

Порядок выполнения: всем членам группы дается 3—5 мин на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. При инструктировании необходимо оговорить важность выделения именно психологических, а не эстетических характеристик, тем более наличие (или отсутствие) квартиры, дачи, машины и т.д.

Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа дополняет, что участник пропустил, т.е. дополняются психологические портреты членов групп.

Упражнение 2. Формирование навыков составления психологического портрета личности

Порядок выполнения: всем членам группы дается следующее задание: "Вы читаете газету, где много брачных объявлений. Одно из них привлекло ваше внимание настолько, что сразу захотелось ответить этому человеку. Каким должно быть это объявление? Составьте психологический портрет вашего "идеала": не менее 10— 12 характеристик, качеств личности и т.д.".

После завершения задания все члены группы зачитывают свои объявления вслух.

Упражнение 3. Развитие навыков составления психологического портрета личности

Порядок выполнения: каждый член группы составляет список черт характера, свойств и качеств кого-либо из группы. Нельзя прямо указывать на признаки, особенно внешние, по которым очень легко идентифицировать личность описываемого. Такой психологической характеристике должно быть не менее 10—12 черт. Затем написавший зачитывает свое "произведение" вслух, а группа решает, кто это. В конце занятия проводится анализ получившихся психологических портретов, оцениваются глубина и точность проникновения в личность.

Упражнение 4. Определение психологического, физического и эмоционального состояние каждого человека.

Внимательно рассмотрите лица людей на фотографии (рис.1). Найдите различия в психических состояниях людей, определите эти состояния и назовите эти признаки.

Самостоятельно составьте 3 психологических портрета из предложенных фотографий в которых определите возраст, профессию, биографические события, интересы, особенности характера и состояние человека.

(рис.1)

Практические упражнения на развитие способностей понимать особенности личности, разбираться в физическом и психологическом состоянии граждан, и уметь учитывать эти личностные особенности в профессиональном общении.

Упражнение 1. Знакомство с типами телосложения, а также выявление типичных и индивидуальных особенностей телосложения человека (по Э. Кречмеру).

Задание: обратите внимание на критерии, отличающие один тип телосложения от другого: длина конечностей, торса, мышечный покров и его тонус, форма отдельных частей тела, жировые отложения и т.п. (табл. 1)

Таблица 1.

Тип строения тела Телесные черты Психологические особенности
Пикнический (округлый) Широкое лицо, высокий, выпуклый лоб, часто двойной подбородок, склонность к облысению, короткая шея, чувствительные пальцы рук, слабая мускулатура, склонность к ожирению Эмоционален эмоции колеблются между печалью и радостью. Реалистичен во взглядах, без затруднений контактирует с окружающими, отзывчив, добросердечен Психологические подтипы: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики
Астенический (слабый) Лицо в форме вытянутого или укороченного яйца, острый, угловатый профиль, выдающийся вперед нос, подбородок покатый, узкое, худое лицо, узкие, покатые плечи, длинная шея, плоская грудная клетка, длинные узкие руки Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до равнодушия, упрям, редко меняет взгляды и установки С трудом приспосабливается к окружению Отличается высокомерием, желанием не походить на других, быть лучше всех, сдержанностью, серьезностью, поверхностной общительностью Психологические подтипы: тонко чувствующие натуры, идеалисты, мечтатели, холодные властные натуры, эгоисты, •"сухари", безвольные натуры
Атлетический (сильный) Грубые черты лица, высокая средняя часть лица, широкие брови, мощный подбородок, массивный грубый облик, широкие плечи, узкие бедра, сильно развитая грудь, грубые руки, несколько неуклюжий облик. Спокоен, маловпечатлителен, отличается не очень гибким мышлением, сдержанностью в мимике и жестах, с трудом приспосабливается к переменам.

Упражнение 2. Определите тип телосложения (рис.2).

Определите тип телосложения у хорошо известных вам людей (можно использовать портреты знаменитых актеров, политиков и одногруппников).

(рис.2)

Упражнение 3. Дайте подробную характеристику эмоциональному состоянию человека, изображенного на фотографии (рис.3), объясните, что с ним происходит и, что этому предшествовало.

Положительно оценивается ответ, адекватный эмоциональному состоянию изображенного на фотографии человека, нестереотипность и глубина психологического анализа, количество замеченных деталей, речевых эпитетов, подробности описания.

Создайте и продемонстрируйте ролевую линию поведения человека в данном эмоциональном состоянии.

(рис.3)

Упражнение 4. Демонстрируются видео фрагменты из документальных и художественных фильмов.

Создайте если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь к его походке. Смотря, как идет человек, догадайтесь, какое у него сейчас выражение лица, куда он идет, о чем думает.

Упражнение 5. Диагностика акцентуированных черт характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: