Практические задания на развитие первого впечатления при восприятии партнеров в общении. Развитие сензитивности

Задание 1. Цель – развитие сензитивновсти и способности УУП понимать внутренний мир человека, его мысли и чувства.Значение взгляда в общении, невербальные составляющие общения.

1. Один из курсантов демонстрирует отдельные признаки искренности - лживости, другой - доверия - недоверия, третий - уверенности - беспокойства, четвертый - симпатии - антипатии. Группа должна определить предполагаемое состояние демонстратора.

Задание 2. Два курсанта, встав спиной друг к другу, по сигналу преподавателя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, то есть почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это. Затем они обмениваются ощущениями. Цель - развитие чувства интуиции в процессе общения.

Задание 3. Цель - развитие у курсантов навыков психологического портретирования.

Один из курсантов выходит из аудитории. Остальные слушатели характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, иные проявления, т.е. высказывают свое мнение о вышедшем, но только положительное. Один из студентов ведет «протокол», записывая содержание каждого высказывания и его автора. Затем приглашается уходивший и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Главная задача вошедшего - определить, кто это сказал. Выслушав высказывание, он пытается понять, чье это мнение, и называет кого-то из группы. И так отрабатываются все высказывания (но не более десяти). В конце занятия «секретарь» зачитывает снова весь перечень, но уже с указанием авторов.

Задание 4. Цель - развитие навыков составления психологического портрета личности.

Каждый курсант составляет список черт характера, свойств и качеств кого-либо из группы. Нельзя прямо указывать на признаки, особенно внешние, по которым очень легко идентифицировать личность описываемого. В такой психологической характеристике должно быть не менее 10-12 черт. Затем написавший зачитывает свое «произведение» вслух, а группа решает, кто это. В конце занятия проводится анализ получившихся психологических портретов, оцениваются глубина и точность проникновения в личность.

Задание 5. Цель - овладение языком телодвижений.

8 курсантов встают полукругом перед всей группой. Им раздаются 8 карточек с надписями цифр от 1 до 8 в произвольном порядке. Каждый из 8 курсантов идентифицирует себя только с той цифрой, которая изображена у него на карточке. По команде преподавателя, включающей две любые цифры от 1 до 8, например «один и пять», курсанты с этими цифрами пытаются обнаружить друг друга не выдавая себя, используя исключительно невербальные средства общения. Остальные члены группы должны «вычислить» цифры, присвоенные 8 слушателям.

Задание 6. Цель - овладение языком телодвижений.

1. Один из курсантов садится спиной к группе, и используя только вербальные средства общения, передает информацию об изображение на выданном ему листке бумаги. Члены группы пытаются воспроизвести тоже самое в тетрадях, не общаясь с «отправителем». Затем тоже самое проделывает второй курсант, при условии возможности вербального общения с членами аудитории. Затем результаты обеих работ обсуждаются и сравниваются, после чего делается вывод о значении обратной связи в общении и возможных причинных ее неэффективности.

2. Каждому курсанту предъявляются фотографии предполагаемых собеседников для определения их настроения, состояния. Результаты обобщаются и обсуждаются.

3. Курсантам предъявляются фотографии, к которым необходимо подобрать предлагаемую преподавателем фразу – «Мне трудно припомнить вчерашний день», «Я Вас внимательно слушаю, говорите же, ну», «Вы ответите за свой произвол», «Я требую немедленного исполнения моих указаний», «Не, я не смогу это пережить», «Вот это да!».

Задание 7. Проанализируйте отрывки представленные ниже.

Цель определить типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия.

1. «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна» (Л.Н Толстой.«Крейцерова соната» [100, т 12, с.148]).

2. «Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» (Н.В.Гоголь. «Невский проспект» [27, т. 1, с.463]).

3. «На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние... под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе _ за политического заговорщика; в передней — за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» (А.С.Пушкин. «Египетские ночи»).

4. «Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку» (гласит древняя поговорка).

Задание 8. Просмотр фрагментов художественного фильма «Изгой» с последующим обсуждением в группе.

Вопросы к фильму:

-Какую функцию общения выполнил мяч в жизни главного героя на острове?

-Роль общения в жизни человека, попавшего в ситуацию дефицита общения.

Задание 9. Просмотр фрагментов из художественного фильма «Место встречи изменить нельзя» с последующим обсуждением в группе.

Вопросы к фильму:

- Почему В.Шарапов проявил доверие к мужчине в военной форме (он же преступник по кличке Фокс), какие ошибки восприятия присутствовали в общении между ними?

З а д а н и е 10: Объясните смысл притчи:

«Любопытные и слон»

Слона выставили на обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощущать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а поэтому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить себе представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, гладивший слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: