Методические рекомендации. Налог на добавленную стоимость – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости

Налог на добавленную стоимость – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. При этом добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы.

НДС относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. НДС относится к косвенным налогам, поскольку конечным его плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг).

Плательщиков НДС можно разделить на две группы:

1. Плательщики внутреннего НДС, взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ;

2. Плательщики НДС на таможне.

К первой группе относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и реализацию товаров (работ и услуг).

Ко второй группе относятся физические и юридические лица, ввозящие товары на территорию РФ.

Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели:

- перешедшие на упрощенную систему налогообложения;

- переведенные на уплату единого налога на вмененный доход.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право получить освобождение от уплаты НДС, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн. руб.

Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав, включая передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации, на безвозмездной основе.

При изучении данной темы необходимо понять механизм исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Сумма НДС к уплате в бюджет определяется как разница между суммой налога, исчисленной от налоговой базы, и налоговыми вычетами.

Для правильного расчета налоговой базы важно определить место реализации и момент определения налоговой базы. Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

- дата отгрузки (передачи) товаров (имущественных прав), выполнения работ, оказания услуг;

- дата полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг.

Для определения налоговой базы важно правильно определить цену реализованного товара (работ, услуг) для целей налогообложения. При этом следует руководствоваться положениями ст. 40 НК РФ.

Предусмотрены следующие ставки налога: 0%, 10%, 18%. Для правильного исчисления налога необходимо правильно применять указанные ставки с учетом объекта налогообложения, порядка формирования цены, знать условия применения ставки 0%, а также требования для подтверждения права на ее применение.

Сумма налога, исчисленная с налоговой базы, может быть уменьшена налогоплательщиком на величину налоговых вычетов. В составе налоговых вычетов по НДС могут быть учтены:

- суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг);

- суммы НДС, уплаченные по командировочным, представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль;

- суммы НДС, исчисленные и уплаченные с авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Необходимо изучить условия и порядок признания налоговых вычетов по НДС: наличие и правила оформления счетов – фактур, наличие объекта налогообложения, производственное назначение приобретенных товаров (работ, услуг) и т.д.

При изучении вышеперечисленных вопросов следует руководствоваться положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: