Способности - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Способности людей разделяют на виды прежде по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Различают общие и специальные способности.
Общим называют способности человека, в той или иной мере проявляются во всех видах ее деятельности. Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в усвоении знаний и выполнении различных видов деятельности.
Таковы способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, такие, как умение осознавать задачи, планировать и организовывать их выполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, которых касается деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.
К специальным способностям относится отнести и способности к практической деятельности: конструктивно -технические, организационно - управленческие, педагогические, предпринимательские и другие.
|
|
Под специальными способностями понимают способности, отчетливо проявляются в отдельных специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.д.).
Общие способности проявляются в специальных, т.е. способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности.
Специальные способности определено теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства. Каждая специальная способность является синтезом определенных свойств личности, формируют ее готовность к активной и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности.
С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей.
Ø Задатки - некоторые генетически детерминированные анатомо - физиологические особенности нервной системы, является индивидуально - природной предпосылкой формирования и развития способностей.
Согласно другому подходу, в структуре способностей выделяют потенциальные и актуальные возможности развития. Потенциальные способности - это возможности развития личности, оказываются каждый раз, когда перед ней возникает необходимость решения новых задач. Однако развитие личности зависит не только от его психологических качеств, но и от тех социальных условий, в которых эти качества может или не может быть реализовано. В таком случае говорят об актуальных способности. И действительно, отнюдь не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природы, поскольку для этого может не быть объективных условий и возможностей. Итак, актуальные способности составляют только часть потенциальных.
|
|
Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. В частности, ведущими свойствами в литературных способностях являются особенности творческого воображения и мышления; яркие наглядные образы памяти и т.д..
Специфическими являются пути развития специальных способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественного», «мыслительной» и «промежуточного» (по терминологии И. П. Павлова) существенной мере определяет особенности его способностей.
Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы - мыслительный тип, определенная их равновесие - средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно - логический тип) и правой (образный тип) полушарий головного мозга.
Художественном типичные свойственна яркость образов, мыслительных - преимущество абстракций, логических конструкций. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них значимее других. Одновременно в разных людей наблюдаются те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития.