УФ–сист.приемов и методов целенаправл. возд-вия на ф-сы для наиб. полн. реал-ции ими своих ф-ций. УФ – это часть обшей эк. системы управл-ия обществен. процессами. Но эта часть обладает опред. спецификацией, т.к. в каж. звене хоз-ния и сф. общест. произ-ва имеются особ-сти фин. отнош-ий→каж. из этих сф. и звеньев нуждается в специал. сист. управл-ия.
Целью УФ явл-ся обеспеч-ие ФУ и фин.независ-сти всех звеньев фин. сист. в сочетании с эк. интересами гос-ва и всех членов общ-ва.
Объектами УФ выступ. разнообраз. виды фин. отнош-ий, кот. матер-ются в фин. рес-сах. Субъектами явл. орг-ционные стр-ры, кот. осущ-ют УФ и взаимосвязями возникающими м/у звеньями фин. системы. В сов-сти все фин. органы составл. фин. аппарат. По хар-ру и V-у возд-вия упр-е делится: общее (разраб-ка методов возд-вия фин. отн-ний и общая реглам-ция деят-ти) и оператив. (осущ-ся спец.фин.службами, разраб-ка спец. приемов и методов по УФ потоками соотв-щих участ-ков фин.от-ний). Ур-ни управ-я: макро-
.:фед.,рег.,мест.; микро-: УФ в ком. и неком. орг-ях. Функционал. направл-ями УФ выступ. след. направл-ия:
1)План-ние – опред-е и оценка V-ов фин. рес-сов, их сбаланс-сти, пропорц-сти и опред-е осн.направл-ий использ-ния; 2) Оператив. управл-ие – выпол-ние фин. заданий, комплекс мер, разраб-ных на основе оператив. а-за, склад-ющейся фин.ситуации, путем рационал. перераспр-ия фин.рес-сов с уч. внеш. и внут. факторов; 3) Фин. к-ль – завершающая стадия процесса упр-я, здесь оцен-ся полнота и своевр-сть выпол-ния заданий, оценка целев. исп-ния ср-в, выявл-ся причины отклон-ия фактич. пок-лей от планов.
Процесс УФ непрерывный, для к-ого необходимо финансовое право (-это сов-сть юридич. норм, регулирующих отношения, возникающ. в процессе образования, распределения и использ-я ден. доходов и накоплений у хоз. субъектов, органов власти, необходим. для реализации возложен. на них функций).
На каж. из стадий УФ, осущ-ется учет и анализ пок-лей того или иного периода t.
Осн. методами УФ явл.: -статистич.; -использование математич. моделей для обосн-ния тех или иных эк. процессов. Рацион-но построенная сист. УФ позвол. достичь высоких рез-тов в фин. сфере.
Органы управления финансами (ОУФ):
Сущ-т разл. уровни управления финансами:
I. Фед. уровень.
Стратегическое упр-е:осущ-ется высшими законод.органами вл.:Фед.собрание,аппарат През-нта иПрав-ва, определяют стратегию развития, соответ. законы, разрабатывают ФП. Ф-ии Президента – осущ-т общие вопроросы по реализации ФП, подпис-ет и издает приказы и распоряж-ия, подпис-ет з-ны, осущ-ет контрол. ф-ции и выступает с ежегод. посланием к Фед. Собранию. Ф-ции Парл-нта – принятие фин. зак-ва, назначение Председателя Счет. палаты. Ф-ции Прав-ва – единствен. центр упр-я ф-сами, осущ-ет ф-ции фед. органов испол. власти по прав. рег-нию в соответ-щих сферах деятельности. Федеральное собрание рассматривает законы и утверждает бюджеты. Со стороны законодательных органов власти происходит утверждение представителей Счетной Палаты (6 чел.) Исполнительные органы – Правительство.

Оперативное управление:Мин.Фин.,Глава МинФина+члены правительстваПравительство осуществляет разработку планов. Прямое управление финансовыми потоками

осуществляет МинФин. Осн. задачи МинФина:

1) разраб-ка и реал-ция стр-гии, направлений гос. фин. пол-ки, вкл. бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу и сферу гос. долга + пол-ку в сфере аудитор. деятельности, в банковс. сфере, бух. учета и отчетности, добычи, произ-ва и переработки драгоцен. металлов и камней, таможен. платежей, определения таможен. стоим-сти товаров и транспортн. средств
2) составление проекта и исполнение Фед. б-та
3) обеспечение уст-сти гос. финансов.
4) осущ-ние мероприятий по регулированию фин. рынка.
Основные ф-ии МинФина:

1)разработка проектов-законов по вопросам развития бюджетн. системы, основ бюджетн. процесса, разграничения полномочий между всеми ветвями власти по управлению финансами. 2) разработка проектов-законов в области налогообложения, а также форм-документов учета и отчетности, связан. с их реализ-ей. 3) разработка проекта-закона о федер. бюджете, составление отчетности об исполнении федер. бюджета. 4) осущ-т координацию бюджетн. и ден.-кредитн. политики. 5) управление гос. долгом, выпуск цен. бумаг от имени РФ. 6) ведет книгу учета гос. долгов, регистрирует эмиссию цен. бумаг субъектов РФ и муниципальн. образований. 7) утверждает прейскуранты цен на драгоцен. металлы, закупаем. в гос. фонд.
В составе Мин.Ф. выделяют: Департамен бюджетн. политики, Департамент бюдж. политики в отраслях экономики, Департамент межбюдж. отношений, Департамент международн. отношений гос.долга и гос. финанс. активов, Департамент регулир-я гос. финанс. контроля, аудита деят-сти, бух.учета и отчетности.
Кроме этого, МинФин координирует деятельность фед. служб: 1)ФНС; 2)ФС страхового надзора; 3)Фед Казначейство; 4)ФС фин. бюджетного надзора.
В наст. время ФС по фин. мониторингу, ФС по фин. рынкам, Фед антимонопольная служба, Фед таможенная служба напрямую подчиняются Правительству.
Службы осущ-т контроль, исполнение принятых документов осуществляют агентства. Фед. агентства – осущ-ют ф-ции по оказ-ию гос. услуг (Фед. агент. по гос. резервам, Фед. агент. по кадастр. недвиж-сти, Фед. агент. по упр-ю фед. имущ-вом)
Основные ф-ии ФНС:
1)контроль за правил. исчисл-ем, своевременным и полным внесением обяз-х налоговых платежей в б-ты всех ур, в том числе, при пересечении тов. ч/з границу, 2)лицензирование некоторых видов деят-ти, проведение лотерей, контроль за оборотами алкогольной продукции.
Основные ф-ии ФССН:
Разраб-т осн. требования к участникам страхового рынка, разраб-т нормативы и их соблюдение страх-ыми компаниями, лицензирование страх-ых орг-ий, контроль за платежеспособностью страх-ых орг-ий.
Функции Казначейства: возлагается на него исполнение фед бюджета, контроль за целевым испол-ем гос ср-в, распределение регул-ых доходов или поступлений по налогам м/у бюджетами различных уровней, осущ-т контроль за осуществлением дох. и расх. частями бюджетов, доводит до распределитей и получателей ср-в Фед Бюджета лимиты бюджетных обяз-в и финансир-я.
Ф-ии ФС ФБН: осущ-т контроль за использованием бюджетных ср-в в коммерч. орг-ях, некоммерч. орг-ях при получении ср-в из ФедБюджета и б-тов гос ВБФ, проверяет исполнение смет местными администраторами, осущ-т фин. контроль совместно с ЦБ по фин отношениям с иностранными гос-вами.
II. На региональном уровне: аналогичные органы упр-я осущ-т органы законод. власти субъектов федерации и органы исполнительной власти субъектов.
III. На микроуровне:
На ур. хоз. субъектов общее (стратегическое) упр-е возложено на дирекцию, а оператив.упр-е на фин.службу.
Разрабатывает стратегические планы упр-я финансами, фин. отношения с контрагентами, определение наиболее эф-ых вложений, осущ-т оценку фин. рисков и упр-е ими за счет хеджирования, либо передачи страх. компаниям этого риска, упр-е налогообложением, факторинговыми операциями и др. направлениями деят-ти, к-ые должны обеспечить рост ст-ти компании.
Фин.дирекция – опред-е V-ов и состава ист-ков фин-ия, эф-ть вложения ср-в, текущее и перспективное упр-е фин. деят-тью и стратегические вопросы (долгоср. фин. план-ние, нов. сферы влож-ия кап-ла, слияние или поглощ-ие компаний, круп. инвестиц. влож-ия).
Фин. управляющий (казначей) и главбух (контролер) находятся в подчинении фин. дирекции. Фин. упр-щий – фин. аализ и план-ние, опред-е текущ. потребностей в фин.рес-сах, упр-е денеж.потоками на предприятии и денеж. наличностью, заключает договора, взаимоот-ния с покуп-лями и банками, разработка форм расчетов.
Главбух – орг-ция синтетич. и аналит. учета, ведение управл. учета, предоставление нужной информации, контроль за использованием рес-сов и аудит, правильность составления отч-сти, упр-е затратами.
В НеКомОрг большое внимание на упр-е финансами оказ-т орг-прав форма и вид деят-ти. Если осн. источники фин-ния форм-тся за счет осущ-я деят-ти на платной основе, то процесс упр-я финансами аналогичен упр-ю финансами коммерческих орг-ий.
Деят-ть бюджетных орг-ий строго регламентирована, испол-е фин. ресурсов осущ-тся на основе сметы, к-ую распорядителям ср-в необх. согласовывать в Казначействе и утвердить у глав. распорядителей.
В наст. вр. все доходы, в т.ч. доходы от осущ. деят-ти на платной основе подлежат зачислению в бюджет соотв-его уровня, т.е. права руководитей бюджетных учреждений строго регламентированы.
