Правоприменительные акты – это государственно-властные, управленческие, индивидуально-правовые акты. Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой принудительные меры.
Особенности:
· Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
· Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
· Направлены на реализацию требований юридических норм.
· Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Различия актов применения права и юридических норм:
· Адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от юридических норм.
· Юридические нормы рассчитаны на неоднократное применение (пока они официально не отменены), акты применения права рассчитаны на урегулирование одной конкретной ситуации.
· В некоторых случаях акты применения права издаются в развитие норм права.
Классификация актов применения права:
По субъектам принятия (по органам):
1. Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ.
2. Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица.
3. Акты судебных органов - приговор суда.
4. Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа.
5. Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.
Можно выделить виды правоприменительных актов по субъектам, их принимающим (у Решетова).
Акты Президента, Премьер Министра, Правительства, Министров, Министерств, акты должностных лиц и руководителей предприятий, учреждений, организаций.
По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения:
1. Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу).
2. Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).
По значению в правоприменительном процессе:
1. Основны е - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.
2. Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.
По порядку принятия:
1. Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.
2. Единоначальные акты - распоряжение мэра.
По форме изложения:
1. Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).
2. Письменные - приговор суда.
3. Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.
В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).
Классифицировать на виды их можно по разным основаниям. Например
1. Акты применения диспозиции правовых норм. Приказ ректора о зачислении в университет.
2. Акты применения санкции правовых норм. Приговор суда.
Выделяют также.
1. Юрисдикционные.
2. Управленческие (или исполнительные). Они издаются органами исполнительной государственной власти. Должностными лицами.