Правоприменение завершается вынесением правоприменительного акта, в котором закрепляется решение компетентного органа по конкретному делу.
Акт применения права (или правоприменительный акт) является правовым актом, в силу этого ему присущи признаки, характерные для всех правовых актов: это властный документ, принимаемый и обеспечиваемый компетентными органами.
Однако правоприменительным актам присущ ряд особенностей:
- это решение компетентного органа по конкретному делу;
- должен следовать принципу законности - создается на основе действующего акта законодательства;
- содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано;
- направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, имеет персонифицированный характер (устанавливаются права и обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации);
- рассчитан на однократное применение;
- должен быть внешне объективирован.
Таким образом, правоприменительный акт можно определить как внешнее объективное проявление индивидуально-конкретного государственно-властного предписания, вынесенного компетентным органом в итоге решения юридического дела[353]. В таком акте определяется наличие или отсутствие субъективных прав и юридических обязанностей конкретных лиц и меры таких прав и обязанностей.
Правоприменительный акт необходимо рассматривать с двух сторон: как действие и как документ.
Правоприменительный акт как действие - это официальное решение (завершающее правоприменительное действие) правоприменителя, результатом которого выступает государственно-властное веление (индивидуальное предписание).
Правоприменительный акт как документ – это установленная нормами процессуального характера словесно-документальная форма внешнего выражения, объективирования индивидуального предписания, направленного на индивидуальное регулирование общественных отношений. Поскольку форма и содержание правовых явлений тесно связаны, то и действие, которое оказывают индивидуальные предписания на общественные отношения, субъектов права, другие правовые средства, рассматривают как действие самого правоприменительного акта.
Состав правоприменительного акта включает субъект (кто издает), адресат (в отношении кого вынесен), объект (конкретная ситуация, подлежащая разрешению) и содержание акта.
В юридической литературе выделяют фактическое (субъект, конкретное жизненное обстоятельство, вызывающее акт применения, способ совершения акта, адресаты акта), волевое (воля субъекта правоприменения, государственная воля, выраженная в норме права, воля лица, к которому применяется норма права) и юридическое (властную компетенцию правоприменителя, правомерность цели и юридические последствия) содержание таких актов[354].
Сущность правоприменительных актов заключается в том, что в них проявляется вовне общеобязательная государственная воля, которая складывается из воли, выраженной в норме права и воле субъекта правоприменения.
Большинство правоприменительных актов объективируются в форме письменных документов и, как правило, имеют определенные реквизиты. Зачастую требования к оформлению правоприменительных актов закрепляются в нормативных правовых актах (например, приложения к ст. 476 и 477 УПК РФ). По структуре такие акты могут состоять из:
· четырех частей (вводной, описательной (констатирующей), мотивировочной и резолятивной (приговор или решение суда);
· трех частей – вводной, описательной, резолятивной (характерно для административных протоколов);
· двух частей – вводной и резулятивной (акты-разрешения на совершение определенных действий).
Значение правоприменительного акта раскрывается в выполнении следующих функций:
- индивидуального правового регулирования. Это средство конкретизации норм права. Права и обязанности в точном, конкретном объеме «привязываются» к персонально определенным субъектам;
- юридического факта, влекущего возникновение, изменение, прекращение конкретного правоотношения;
- с помощью правоприменительных актов обеспечивается реализация субъективных прав в случае возникновения каких-либо препятствий.
Правоприменительной акт порождает фактические и юридические последствия. Юридические последствия означают меру полученных адресатам прав и обязанностей, указывают на правовое состояние адресата, выявленное в результате сопоставления применяемой нормы права и конкретных фактических обстоятельств, в результате индивидуализации правового нормативного предписания применительно к этому адресату. Фактические последствия акта могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания акта. Однако всегда они означают соответствующее поведение адресатов правоприменительных актов по поводу приобретения или пользования материальными, идеальными и другими благами, несения юридических обязанностей, претерпевания определенных лишений.
В юридической литературе правоприменительные акты классифицируют по самым разнообразным основаниям. В зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения правоприменительные акты подразделяют на исполнительные и правоохранительные.
Исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением (например, приказы о повышении в должности, присвоении воинского звания и т.д.)
Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением правонарушения, в профилактических целях, или же в связи с совершением правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и ряда иных органов.
Кроме того, правоприменительные акты классифицируют и по иным основаниям: в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права; по основным направлениям деятельности государства; по времени действия; в зависимости от пространственной сферы действия; по значению (акты, которые содержат промежуточное или окончательное решение по делу и т.д.); по процедуре принятия актов (коллегиальные, единоличные); в зависимости от того, нормы какой отрасли права применяются; по характеру содержащихся в них решения; по наименованию и т.д.