Неоевразийство

1. Возникновение и основные течения евразийства. Характеристика главных направлений нового евразийства.

2. Общее и отличия неоевразийства от классического евразийства.

I. Кризис евразийства произошел в связи с распадом течения. В советский период не было течения евразийство. Гумилёв себя не отождествлял с евразийством. О неоевразийстве (Н/Е) мы можем говорить применительно к 90м гг., время "перестройки", "ломки".

Причины возникновения Н/Е:

1. Общая. "Перестройка" выдвинула гласность, открытость. Изобилие свободы слова, мысли привело к тому, что стали более доступны работы евразийцев: ИНИОН (институт информации по общественным наукам) - специальная библиотека; из-за рубежа. Сама Галина Владимировна впервые узнала о евразийстве в 1991 году на курсах повышения квалификации, которые вёл сотрудник ИНИОНа.

2. Кризис идеологии. От коммунистической идеологии отказались, а другой не появилось, т.к. либерально-демократические ценности, насаждаемые сверху, снизу не воспринимались. Восполнить вакуум в огромном государстве не могли. Было сотни партий, которые носили конъюктурный характер (не выдвигали национальных идей).

3. Отсутствие идеологии стало приводить к кризису в политике. Правящий слой не мог ответить на вопрос - «Что мы строим в стране?». Либералы отвечали, что они строят демократическое общество как в Европе. Ответа вразумительного нет до сих пор. Отсутствие идеологии – ошибки во внешней политике, зависимость от министров иностранных дел. Козырев – проамериканская внешняя политика; «подсадили» американца. При Иванове более равномерная поддержка американцев. Нет концепции. Министр – лицо назначаемое. Нужна была философская концепция: «Что есть Россия?» Потом отсюда - более частные вопросы.

Все это вызвало Н/Е, которое опирается на абсолютные истины, религиозные. Носит мировоззренческий характер.

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. Разнообразны, на всем евроазиатском континенте. Идеология, которая с неизбежностью воспроизводится.

Политическое и теоретическое евразийство. Политическое Н/Е стремится ответить на вопросы политики через партии, прессу. Теоретическое – через научную среду.

1. Политическое Н/Е делится на российское и внероссийское.

Российское делится на 2 основных направления:

Русско-православное Деятельность и творчество Дугина, который сначала подготовил теорию, а потом организовал ОПОД «Евразия»→ партию «Евразия»(2002-2007)→ международное движение «Евразия». Оппозиционная газета «День и Завтра», движение «Честь и Родина», Скачков, Жириновский, Зюганов, «Единство», «Единая Россия». Основные идеи (по Дугину, раннее): Главным носителем евразийства является русский народ (имперостроитель), а православие играет роль скрепляющей оси (осевая форма традиции). «Евразийские идеалы – это солнечные русские идеалы свободы, справедливости, верности истинам». Историческая миссия евразийства – «утвердить над миром русскую правду» (Дугина называли «русский фашист») Мусульмано-тюркское Конгресс тюркских народов, Татарская партия РФ, президент Шаймиев. Появилась «Евразийская партия России», лидер - Абдул Вахет Валидович Ниязов, который принял мусульманство. Они с Дугиным разделились. Произошел раскол евразийства. «ЕПР» вошла в блок Бородина «Союз патриотов Евразии» (не прошли 5%-барьер). Основные идеи (раннее): Основой является тюрко-мусульманский народ, ибо русский народ – это народ европейский, который без союза с тюрками является чуждым Евразии. Не учит, что русские – это славяно-тюрки. Современная Россия - это отсталая часть Европы, которая может стать Евразией только при признании мусульманского фактора. Таким образом, главными внешнеполитическими союзниками являются Центральная Азия и Средний Восток.

Внероссийское евразийство представлено странами СНГ и странами Дальнего Зарубежья.

В странах СНГ наиболее ярко представлено в Казахстане, где является государственной идеологией. В других странах носит эпизодический характер.

Дальнее Зарубежье. Турция: 2 направления. Умеренное и агрессивное. В первое входит платформа «Диалог Евразии», туда входят представители более 16-ти стран Евразии; журнал «Диалог Евразии» - «ДА». Идеи: Россия без Турции не справится. Для второй характерно стремление восстановить свое господство как в Османской Империи. Дугин еще нашел евразийцев в Китае и Японии: деятели культуры, которые высказываются о компромиссах Европы и Азии.

Казахстанское евразийство: Назарбаев не враг, т.к. он не антиевразиец.

1. Казахстан – это сердце Евразии (Астана). Именно Казахстан является продолжателем великой миссии монгольских народов – объединителей Евразии. Переписывается история Казахстана.

2. Евразийство в Казахстане – это то, что является синтезом наилучшего в Евразии и Азии. От Европы – это рациональность и новейшие технологии, от Азии – это не тюркское начало, а азиатское современное начало представленное АТР, т.е. азиатско-тихоокеанская пассионарность. Казахстан способен к мощному развитию, поэтому цель Казахстана – превратиться в один из мощно развивающихся экономических районов (к 2030), когда Казахстан, как и азиатско-тихоокеанские «тигры» выйдет на арену в облике «снежного барса». Нужно использовать западные технологии и авторитарный капитализм (от Азии).

Чтобы сделать экономический рывок, войти в международное экономическое пространство, Казахстан должен превратиться в регионального лидера (СНГ). Отсюда предложение образовать «ЕвразЭС», который начал формироваться в 1994г.


2. Теоретическое Н/Е. В рамках России.

1. Историческая научная школа, продолжающая идеи Гумилёва.

2. Изучение Евразии как особого культурного мира: Панарин А.С.(проф. МГУ), Ерасов Б.С.(академик). Они занимаются развитием идей классического евразийства о том, что наша культура – гетерогенна. Что происходит с нашей ментальностью сегодня? Сможем ли мы выжить в универсализме?

3. Культурологическое. Цель – исследование реальных процессов в культуре Евразии через изучение фольклора, религий, быта. Прикладная исследовательская школа. Журнал «Евразия», «Вестник Евразии».

4. Социологическое. Изучение политических, экономических процессов в странах Евразии. «Вестник Евразии», «Россия. Мусульманский мир».

5. Геополитическое евразийство. Дугин – первый неоевразиец геополитик России.

6. Метафизическое направление евразийства. Дугин – из семьи чиновника КГБ, имел доступ к документам, изучил 9 языков, метался. Путь был не простой. Журнал «Милый ангел», «Элементы».

II.

ОБЩЕЕ.

И классическое, и современное евразийство не принимает монокультурный мир, т.е. универсальное развитие всех стран и народов. Отстаивают идею разности культур и цивилизаций, их право на собственное самобытное развитие. Они отстаивают их равнозначность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: